Гран При Испании

← к содержанию № 47 (06.2002)

Гран При Испании

 

26-28.04.2002

Гонка без лидера

 

Людям все в конце концов надоедает, даже то, чем они поначалу восхищались.

Ж. Лабрюйер

 

Может ли быть гонка без лидера? Формально, конечно, нет. Фактически же, как оказалось, да. Поскольку сказать, что Михаэль Шумахер был лидером гонки на Гран При Испании, как-то язык не поворачивается. Четырехкратный чемпион мира, со старта оторвавшись на недосягаемое для соперников расстояние, не столько лидировал, сколько просто ехал сам по себе.

А тем временем аналитики и заправилы Формулы-1 уже напряженно чешут затылки, усматривая очевидную взаимосвязь между беспредельным превосходством Шумахера-старшего и угрозой падения зрительского интереса к чемпионату в целом по причине слишком уж затянувшегося отсутствия какой-либо спортивной интриги в чемпионате. Ибо, перефразируя известную поговорку, можно сказать: что немцу - забава, то шоу-бизнесу (коим во многом является чемпионат мира Ф-1) - смерть.

У богатых - свои причуды

Общий фон

Самым заметным событием в дни, предшествующие гонке, стало торжественное открытие новой главной трибуны автодрома вместимостью 10 тыс. зрителей, построенной за рекордный срок 6 месяцев. А также обратил на себя внимание обновленный пресс-центр, который теперь стал самым большим на трассах чемпионата мира. «Просто невероятно! - воскликнул восхищенный увиденным Берни Экклстоун. - Это очень важно для Барселоны. Новая трибуна, да и вообще эта трасса, наряду с малайзийской - лучшие и самые современные на сегодняшний день в чемпионате Ф-1».

На Гран При Сан-Марино воображение гостей своим новым моторхоумом поражала McLaren. В Испании ее ближайший в этом сезоне конкурент - Renault - решила «дать бой» в паддоке. Гостевая зона французской команды буквально ломилась от деликатесов каталонской кухни от лучшего местного ресторана. Кроме того, известный ценитель женской красоты Флавио Бриаторе привез на ГП Испании эффектнейшую красавицу Патрисию Мантеролу - мексиканскую поп-звезду, соблазнявшую всех своей улыбкой, приоткрытой грудью и боковыми разрезами юбки до самого верха бедер.

Что касается роскошного «Складного дворца» McLaren стоимостью 3 млн фунтов, то он вызвал не только восхищение. В то время как самой команде, ее гостям и журналистам новинка пришлась явно по вкусу (в день гонки, кстати, в нем весело отпраздновали день рождения менеджера West по связям с прессой Павла Турека, получившего поздравления и от журнала «Формула»), болельщики были иного мнения, вывесив в зоне первого поворота огромный плакат «Проснись, McLaren! Поменьше моторхоум, получше результаты».

Между тем что-то неладное творится в «королевстве McLaren» не только в техническом плане. Похоже, между старым и новым гонщиками этой команды обнаружился не менее серьезный холодок, чем между пилотами Williams, о чем можно судить по их упорному нежеланию «замечать» друг друга. Так, Дэвид Култхард на просьбу сравнить двух своих партнеров-финнов отвечает: «Мика Хаккинен: двукратный чемпион мира, в настоящее время в годичном отпуске, проживает в Монако, женат, имеет ребенка. К сожалению, о Кими я так много не знаю, так что, извините, сравнивать их не могу».

К поражению готовы!

Расстановка сил

Каталонская трасса - нелегкое испытание для машин Ф-1. С одной стороны, ее покрытие весьма абразивно, что, особенно при наличии целого ряда высокоскоростных поворотов, требует применения шин жесткого типа и «убивает» их очень быстро. С другой стороны, очень длинная финишная прямая в сочетании с теми же быстрыми поворотами делают особенно важной, помимо мощности мотора, аэродинамическую эффективность автомобилей. А некоторая волнистость покрытия чревата нарушением настроек и поломками, что и дало о себе знать сполна не только в самой гонке, но и в тренировках и квалификации.

В субботу у Minardi сами по себе стали отваливаться антикрылья. Первичный анализ этих поломок показал, что причиной их стал, скорее всего, заводской брак (хотя позже, после подобного происшествия с McLaren Райкконена стало очевидно, что проблема все же и в неровностях трассы), и, поскольку после разминки времени на получение новых деталей с завода у команды уже не было, Пол Стоддарт принял мудрое решение снять свои машины с гонки.

Так одна из команд выбыла из борьбы, даже и не вступая в нее. Но и вообще настрой, царящий в дни тренировочных и квалификационных заездов перед ГП Испании, можно было охарактеризовать очень коротко: все единодушно и заведомо «сдались» Михаэлю Шумахеру еще до старта гонки. Большинству гонщиков было впору вторить булгаковскому коту Бегемоту: «Сижу, никого не трогаю, примус починяю». Тем более что почти все машины по сравнению с Ferrari как раз и выглядели чем-то вроде «примусов на колесах». И в основном это было заметно, конечно же, по отставанию от графика Scuderia двух других топ-команд.

На испанской трассе как нигде рельефно проявилась существующая ситуация с техникой: у BMW.Williams - самый мощный мотор, но не самое лучшее шасси. У McLaren - хорошее шасси, но мотор подкачал - несовершенен и слабоват. У Ferrari же «в полном шоколаде» и то, и другое, да еще и самая быстрая и эффективная на сегодняшний день трансмиссия. Плюс дополнительная «маленькая деталь» в лице Михаэля Шумахера. Которая и позволяет Ferrari №1 быть хоть немного, но быстрее такой же и практически одинаково настроенной Ferrari №2 - в том числе и в квалификации на трассе «Каталунья» (справедливости ради надо отметить, что настройки, позволившие Михаэлю завоевать очередной поул, он, по его собственному признанию, позаимствовал у Рубенса).

При этом сам Михаэль, да и руководство Ferrari воздавали должное шинникам Bridgestone, чья резина явно имела преимущество применительно к барселонской трассе. Если же отвлечься от «шинного фактора», то касательно Williams можно было бы предположить, что одной из причин столь существенного отставания этой команды от Ferrari в квалификации в том, что она не использует специальные, более мощные, но недолговечные «квалификационные» версии моторов (их еще называют «моторы Kleenex» по аналогии с одноразовыми салфетками: использовал и выбросил).

Монтоя же, который изначально виделся главным соперником Михаэлю Шумахеру, но на основной машине которого в довершение ко всему прочему забарахлило зажигание, лишь в последний момент на запасном автомобиле вырвал себе четвертую позицию, чему сам удивился: «Уж не знаю, как это получилось, но получилось!»

Словом, немногие гонщики, помимо пилотов Ferrari, выражали достаточную уверенность в успехе. Но даже то, что удалось выжать в квалификации, например, Эдди Ирвайну из крайне непослушного Jaguar R3, оказалось напрасным - топливо, взятое судьями на пробу из его машины, не соответствовало заявленному ранее образцу, в наказание за что ирландца в полном соответствии с правилами передвинули на последнее место на стартовой решетке.

26.04.2002. Пятница. Тренировка

Первая часть. 11.00-12.00

00-15 мин. По традиции последних гонок первым тренировку открывает Сато, но на первом же круге у него отказывает электронный датчик в двигателе (проблемы электропроводки) и японец съезжает на траву: для него тренировка закончена. На трассе желтые флаги. Йонг устанавливает первый ориентир: 1’27 300, но его время тут же дважды перекрывает Мак-Ниш: 1’23.481 и 1’23.051.

15-30 мин. Лучшее время удается Массе: 1’21.364. Фелипе возглавляет протокол на протяжении 10 мин. пока его время один за другим не перекрывают Баррикелло: 1’20.742 и М. Шумахер: 1’20.681. Френтцена разворачивает в Repsol, но он продолжает тренировку. Йонг вылетает на гравий в La Caixa, на трассе желтые флаги.

30-45 мин. Идет рутинная работа над настройками. Култхарда заносит в 12-м повороте, и его McLaren выбрасывает на трассу кучу грязи. Йонг снова вылетает на гравий в La Caixa, в повороте вновь появляются желтые флаги, но малайзиец возвращается на асфальт.

45-60 мин. Характеристики асфальта немного ухудшились, и лучшими остаются результаты, показанные пилотами Ferrari в середине сессии. Масса вылетает на гравий в одном из поворотов, но возвращается на трассу. У Уэббера отказала гидравлика. После первой тренировки гонщики Williams лишь на 12-м (Ральф) и 15-м (Монтоя) местах.

Вторая часть. 13.00-14.00

00-15 мин. Первым на трассе появляется Трулли, потерявший утром много времени из-за отказа мотора. За ним Физикелла и Сало, который утром мучился из-за проблем с управлением. Через несколько минут на трассу впервые после утренней поломки выезжает Сато. М. Шумахер проезжает по траве в Elf, но быстро возвращается на асфальт. Култхард вылетает на гравий в La Caixa, но также своим ходом возвращается в боксы.

15-30 мин. Баттон проходит круг за 1’20.609 - всего на 0,012 с медленнее лучшего времени Шумахера и выбирается на 2-е место. М. Шумахер устанавливает окончательный лучший результат дня: 1’20.380. Сато проезжает свой первый быстрый круг, в шестерке лучших оба Arrows.

30-45 мин. Култхард в 13:31 превышает скорость на пит-лейн (+3,1 км/ч), и судьи штрафуют его на $1000. В 13:35 скорость на 6,2 км/ч превышает и Вильнев. Канадцу придется заплатить $3500. Бернольди показывает абсолютно лучшее время на первом секторе. Френтцен выдает 2-е время на круге: 1’20.450 - всего на 0,08 с медленнее М. Шумахера. Панис показывает 5-е время. На Toyota Сало обнаружилась утечка масла.

45-60 мин. На Sauber Хайдфельда потек радиатор, и он вновь теряет время в боксах. Трулли вылетает на гравий в одном из поворотов, но благополучно возвращается на трассу. Пилоты Michelin, за исключением Баттона, полностью провалились: Williams лишь 15-й и 17-й. По окончании тренировки братья Шумахеры, Монтоя, Физикелла, Баттон и Мак-Ниш отправляются на допинг-тест.

27.04.2002. Суббота. Тренировка

Первая часть. 9.00-9.50

00-15 мин. Тренировку, как обычно, открывает Сато, который сегодня работает с гоночным инженером запасного автомобиля Домиником Харлоу (основной инженер японца Джеймс Кей срочно улетел в Англию, где у него родился ребенок). Мак-Ниш устанавливает первый ориентир: 1’21.725. Сато отвечает, трижды улучшая его время, в итоге: 1’21.072.

15-20 мин. Бернольди выдает лучшее время: 1’20.030. В 9:18 Сато превышает скорость на пит-лейн (+2,8 км/ч), его штрафуют на $750. Почти сразу тренировка прерывается на пять минут красными флагами: на стартовой прямой у Уэббера оторвалось переднее антикрыло, к счастью, это случилось до зоны торможения и Марк, погасив скорость, сумел добраться до боксов. Мак-Ниш глохнет на выезде с пит-лейн - проблемы со сцеплением.

20-45 мин. Вильнев улучшает время Бернольди на 0,03 с. Тут же М. Шумахер показывает результат еще на 1,5 с быстрее: 1’18.478. Единственный, кто может ему ответить - Баррикелло: 1’18.048. В конце сессии Михаэль подтягивается к напарнику, но не догоняет: 1’18.434. По-прежнему проблемы у Jaguar: де ла Роса готовит к квалификации запасную машину.

Вторая часть. 10.15-11.00

00-15 мин. По сравнению с первой сессией температурные условия не изменились, по-прежнему прохладно: 15°С и гонщики не спешат выезжать на трассу. Улучшают время и поднимаются в шестерку оба Sauber. Монтоя ошибается на торможении в La Caixa, блокирует колеса и портит комплект резины.

15-30 мин. М. Шумахер немного улучшает свое время: 1’18.408, но остается 2-м, за ним гонщики McLaren. Мак-Ниш, потерявший много времени из-за проблем со сцеплением, возвращается на трассу, но серьезных улучшений не добивается. Массу заносит в последнем повороте, но он справляется с машиной. Хайдфельд проходит блестящий круг: 1’18.144 - 2-е время.

30-45 мин. Френтцен показывает 4-е время: 1’18.900. Сато вылетает в повороте Renault, ударяется об отбойник и застревает в гравии. На последних минутах многие улучшают свои результаты. Култхард вытесняет М. Шумахера из тройки: 1’18.386. Но Михаэль уже под клетчатым флагом отвечает: 1’18.226 и остается 3-м.

27.04.2002. Суббота. Квалификация

13.00-14.00

00-20 мин. Трасса постепенно прогревается, и пилоты не спешат покидать боксы. Первым через 12 минут на трассу выезжает Трулли за рулем запасного Renault - основной машине итальянца утром не хватало скорости на длинной стартовой прямой. Время Ярно: 1’19.168 - на 1,3 быстрее, чем утром.

20-25 мин. Йонг выезжает на трассу, но, пройдя круг, возвращается в боксы из-за проблем с электрикой. Несмотря на приличную недостаточную поворачиваемость, на промежуточном поуле Бернольди: 1’19.026. Сато цепляет двумя колесами обочину и не улучшает время бразильца. Райкконена разворачивает перед носом Паниса, Оливье вылетает с трассы и повреждает днище BAR. Масса и Хайдфельд сменяют друг друга на промежуточном поуле, время Ника: 1’18.198.

25-35 мин. Култхард, Р. Шумахер и Баррикелло один за другим значительно улучшают время Sauber, результат Рубенса: 1’16.933. М. Шумахер слегка ошибается в первой попытке и остается вторым: 1’17.190. Мак-Ниш широко наезжает на бордюр в последнем повороте, вылетает и слегка касается отбойника. Все это происходит прямо перед носом Монтои, который из-за сбоев в зажигании на основной машине выехал на запасной и показывает лишь 8-е время.

35-40 мин. Последним на первую попытку выезжает Баттон и, несмотря на небольшую избыточную поворачиваемость в скоростных поворотах, показывает 6-е время.

40-50 мин. Машину Йонга починили, он возвращается на трассу и с первой же попытки попадает в 107%. Во второй попытке Баррикелло не улучшает результат, т.к. на втором секторе теряет время. Райкконен обходит Култхарда в борьбе за 4-е место. Монтоя улучшает свое время, но он по-прежнему 8-й. В 13:48 Йонг слишком широко заходит в последний поворот, Minardi подпрыгивает на поребрике, и у нее ломается переднее антикрыло. Сессия прервана красными флагами.

50-60 мин. Почти все пилоты уходят на свой последний быстрый круг. Ирвайна, в 13:57 превысившего скорость на пит-лейн (+1,9 км/ч), штрафуют на $500. Баррикелло улучшает собственное время: 1’16.690. Но следом за ним М. Шумахер перекрывает на 0,161 с квалификационный рекорд трассы, установленный Вильневом еще в 1997 году: 1’16.364 и завоевывает свой 46-й поул в Ф-1. Хайдфельд улучшает время, но остается 7-м. Масса не смог улучшить свое время из-за ошибки в Repsol. Уже под клетчатым флагом Баттон вклинивается между гонщиками McLaren. Монтоя поднимается с 8-го места на 4-е, а Трулли - с 20-го на 9-е. Максимальная скорость на прямой у Паниса: 316,0 км/ч; лучшее время на всех трех секторах у М. Шумахера.

28.04.2002. Воскресенье. Разминка

9.30-10.05

*Из-за несоответствия пробы топлива Castrol, взятой из бака Jaguar Ирвайна, имеющимся у FIA образцам в 19:30 27/04/02 ирландца лишили всех его квалификационных результатов (15-е место: 1’18.779) и отправили в конец стартового поля. Но шансы побороться у Эдди еще остаются: в отличие от де ла Росы он выбрал на гонку жесткий тип Michelin.

00-10 мин. Большинство гонщиков опробуют запасные машины. Удивительно, но в McLaren, Williams они настроены под пилотов, уступивших в квалификации своим партнерам. Первый ориентир ставит Вильнев: 1’24.227. Тут же его время улучшают Монтоя: 1’22.904 (колумбиец продолжает работать над настройками и экспериментирует с давлением в шинах) и Физикелла: 1’22.545.

10-20 мин. Масса лучший: 1’21.742. Баррикелло, М. Шумахер и Хайдфельд обмениваются быстрыми кругами, в итоге лучший остается за Рубенсом: 1’20.495. Трулли и де ла Роса обкатывают запасные машины, на которых будут стартовать в гонке. Сало также ездит на запасной, пока на основной исправляют дефекты подвески.

20-30 мин. М. Шумахер съезжает на обочину на выходе из Banc Sabadell - на его основной F2002 отказала гидравлика. Такие же проблемы и у Бернольди. После вчерашних поломок передних антикрыльев у Уэббера и Йонга Minardi срочно отправила антикрылья для укрепления в Фаэнцу, но на этот раз за минуту до конца сессии перед первым поворотом у Уэббера отрывается заднее крыло и Марк вылетает с трассы. Сессия вновь прерывается красными флагами.

Ирония судьбы по-бразильски

Красная линия гонки

Старт ГП Испании ознаменовался подлинной трагедией. Нет, ни капли крови, к счастью, не пролилось, но зато слезы по лицу одного из гонщиков текли ручьями. Когда все машины ушли на прогревочный круг, на стартовой решетке осталась Ferrari Рубенса Баррикелло. Мотор машины работал, но с места она, несмотря на все усилия пилота и механиков, не сдвигалась, и ее пришлось откатить к боксам. Но даже оттуда бразильцу стартовать не удалось.

И в то время как его партнер по команде уже вовсю отрывался от заведомо более слабых на данной трассе соперников, Рубенс, единственный, кто мог бы составить Михаэлю конкуренцию, выбежал из боксов, в отчаянии буквально обливаясь слезами, и скрылся в недрах моторхоума подальше от всех.

Надо, однако, заметить, что Михаэль Шумахер и сам стартовал на запасной машине после того, как во время утренней разминки из-за проблем с гидравликой основной машины ему пришлось возвращаться в боксы на буксире, раздраженно отмахиваясь от жаждущих запечатлеть этот факт фотографов. Но «красный барон», в отличие от Баррикелло, столкнулся с поломкой «вовремя», что уже в гонке дало ему возможность в очередной раз продемонстрировать, насколько велико, безоговорочно и неоспоримо его преимущество даже на изъезженной всеми вдоль и поперек испанской трассе.

Ну а поскольку гонка таким образом проходила фактически без участия Михаэля Шумахера, который даже после пит-стопов сохранял свое лидерство, о нем, пожалуй, до самого финиша больше и упоминать не имеет смысла. Тем более что он и сам высказал позже аналогичное мнение: «Да, согласен, что из-за столь подавляющего преимущества Ferrari, исключающего борьбу за первое место, гонки стали немного скучноваты. Но, во-первых, такое бывало и раньше, а, во-вторых, в гонке борются не только за первую позицию, но также и за другие, и это не менее увлекательное зрелище».

Однако и в эту зрелищную борьбу далеко за спиной чемпиона мира судьба довольно быстро внесла свои коррективы, значительно проредив число претендентов на очковые позиции. Первой ее жертвой (после Баррикелло) стал Райкконен, чей McLaren, не иначе как заразившись от Minardi, уже на четвертом круге лишился оперения.

Незадолго до середины дистанции в очковой зоне стало меньше и на одного пилота Williams. Ральф Шумахер, допустив «глупую», по его собственной оценке, ошибку, вылетел в гравий, повредил переднее антикрыло и, пропустив вперед Монтою, который по-прежнему был заметно медленнее своего партнера, отправился в боксы, вернувшись на трассу уже лишь тринадцатым.

Однако и для Хуана-Пабло шанс финишировать вторым оказался под большим сомнением из-за инцидента, произошедшего во время его второго пит-стопа, когда шеф-механик Williams Карл Гэйден, выполняющий также функцию «выпускающего» или, как его называют на профессиональном жаргоне, «человека с чупа-чупсом», поторопился дать Монтое сигнал к старту. Заправка была еще не завершена, и Хуан-Пабло тронулся вперед, когда заправочный шланг находился еще в горловине. Увидев это, Гэйден вновь опустил «леденец» и, видимо, уже чисто машинально, подставил под переднее колесо дернувшейся машины ногу, словно пытаясь ее тем самым остановить. В результате его ступня оказалась прямо под колесом, да так там и осталась, потому что Монтоя, среагировав на ситуацию, тут же затормозил.

«Выпускающий», а вслед за ним и еще один механик, не успевший отскочить, упали, причем Рэйден, когда колесо приподняли и ступню освободили, сделал попытку встать, но вновь упал, корчась на земле от боли. К нему тут же прибыла бригада медиков с носилками, однако позже стало известно, что оба механика счастливо избежали каких-либо серьезных повреждений. И когда уже во время «сворачивания» техники перед отъездом я увидел работающего вместе со всеми Гэйдена и спросил о его самочувствии, он подтвердил это: «Все нормально. Просто было немного больно».

Так или иначе, но Монтоя задержался у боксов не намного дольше обычного, что позволило ему в конце концов сохранить второе место. Третьим к финишу пришел Култхард. После первого пит-стопа шотландец вернулся на трассу не только на свежем комплекте шин, но и, казалось, со свежими силами, вновь бросился в бой, который до этого безуспешно вел с Дженсоном Баттоном, одновременно обороняясь от наседавшего сзади Ярно Трулли. На сей раз его атаки оказались успешными: он блестяще прошел Баттона в конце прямой «старт-финиш», нырнув внутрь поворота из «воздушного мешка» за Renault. Причем проделал это столь уверенно, что Баттону даже пришлось довольно резко вильнуть носом машины в сторону, чтобы избежать соприкосновения колесами. Вслед за Култхардом молодой джентльмен пропустил вперед своего партнера по команде, а затем с Дженсоном, машина которого буквально на глазах теряла скорость, очень лихо расправился Ник Хайдфельд, которому принципиально важно показать в этом сезоне, что в McLaren взяли «не того» пилота. Выезжая после второго пит-стопа на трассу буквально «ноздря в ноздрю» с Баттоном, немец из Sauber проявил завидную выдержку и умение эффективнее «рвать когти» и опередил англичанина из Renault. А спустя полтора десятка кругов разделался и с его партнером-итальянцем.

Однако некоторое время после второго пит-стопа Дженсону еще удавалось оставаться «на плаву» и ближе к финишу главная борьба могла развернуться уже между ним, рвущимся в очковую зону Массой и, что стало даже еще большей сенсацией, представителем Arrows (команды, которая на протяжении уже 15 гонок не зарабатывала очки) - Френтценом. Баттону поначалу даже удавалось понемногу отрываться от занятых междоусобной борьбой преследователей. Новичок из Sauber оказался крепким орешком для пилота Arrows, и в результате после того, как оба гонщика Renault, испытывавшие проблемы со своими машинами, остались позади, Масса был вознагражден даже не одним, а двумя очками!

Ближайший же преследователь, отличившийся ранее обгоном Бернольди, Жак Вильнев отставал от этой горячей пары, а стало быть и от границы заветной очковой зоны примерно на семь секунд, когда его опередил на круг Михаэль Шумахер. К этому моменту 57-я победа в карьере действующего чемпиона была уже фактически обеспечена, и Михаэль, как сам потом рассказывал, просто-напросто немного сбросил темп, расслабился и стал получать удовольствие, наблюдая за разворачивающейся впереди него баталией. Для полноты картины ему не хватало разве что бокала с коктейлем в руке и соломинки во рту.

Так, без лишней суеты Шумахер и въехал в финишный створ, причем на ГП Испании Михаэль отхватил себе престижный «Большой шлем» - как обладатель поул-позиции, быстрейшего круга в гонке, лидер с первого до последнего круга и победитель.

Только борьбы с соперниками, в которой он мог бы, как бывало раньше, блеснуть всеми гранями своего таланта, в его исполнении болельщики так и не увидели. А жаль. Вот только его ли это вина?

Борис Мурадов

Продолжение здесь...

← к содержанию № 47 (06.2002)

Просмотров: 77