Гран При Сан-Марино

← к содержанию № 47 (06.2002)

Гран При Сан-Марино

 

12-14.04.2002

Идеальный шторм

 

Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей...

Фрэнсис Бэкон

 

Еще лет десять назад фамильный автодром Феррари в Имоле считался одним из лучших в Формуле-1, а гонки за Большой Приз Сан-Марино почти всегда становились украшением чемпионата мира. Леденящие душу виражи старой Имолы предоставляли гонщикам великолепные возможности для обгонов, а знаменитая скоростная связка «Тамбурелло»-«Вильенев»-«Тоза» считалась одним из самых сложных участков на всех трассах Формулы-1. Увы, сегодня все это уже в далеком прошлом. После трагедий Имолы-94 старый автодром подвергся основательной реконструкции. На первый взгляд, облик трассы не сильно изменился, лишь слегка смягчив острые грани, стоившие жизни Ратценбергеру и Сенне. Но этого оказалось достаточно, чтобы гонки в Имоле утратили свою былую непредсказуемость и блеск. В этом же году преимущество Ferrari оказалось столь велико, что результат Гран При можно было предвидеть еще задолго до старта.

Провинциальные развлечения

Общий фон

«В провинции и дождь - развлечение», - утверждали полтора века назад братья де Гонкур. И были, в общем-то, правы. Имола по европейским меркам - самая что ни на есть глухая провинция, поэтому нет ничего удивительного, что все три дня Гран При едва ли не главной забавой для интернационального населения паддока было изучение прогнозов итальянских метеорологов, которые, надо отдать им должное, смешили народ как могли. Каждое утро перед входом в гоночный городок его обитателей встречал приколотый к доске информации новый листок с прогнозом, который по традиции полностью противоречил предыдущему, но при этом, как потом выяснялось, оказывался не многим вернее своего предшественника. Так, по всем прогнозам выходило, что во время квалификации над Имолой должны были лить дожди, а на гонку и вовсе обещали шторм с грозой...

Каждое утро, глядя на эти сводки, гонщики и механики дружно хватались за голову, причем не столько из-за перспективы дождевой гонки, сколько из-за все нараставшего состояния неопределенности. Что до дождя, то по-настоящему он пугал лишь команды, использующие резину Michelin. После гонки в Бразилии почти все «конюшни» провели трехдневные тесты в испанской Валенсии (лишь Ferrari и Minardi предпочли итальянские трассы, да Arrows из-за нехватки средств вообще отказалась от испытаний), где в один из дней получили возможность опробовать на сырой трассе новую дождевую резину. В итоге выявилось явное превосходство на мокрой трассе японских шин: одна-две секунды на круге. «Холод и дождь меня не расстраивают, думаю, наши дождевые шины объективно лучше Michelin», - радостно потирал руки, глядя на небо Имолы, менеджер Bridgestone Хисао Суганума.

Темой номер два в Имоле оставались перипетии бразильской гонки. Началось все в четверг, когда FIA, то ли стремясь примирить претендентов на титул, то ли еще больше столкнуть их лбами, пригласила Монтою и Михаэля Шумахера на пресс-конференцию. Оба пилота остались при своих мнениях и вновь, хоть и весьма сдержанно, но осудили друг друга за бразильскую аварию. Большинство других актеров «цирка» предпочли сохранить нейтралитет, по крайней мере, в общении с прессой. Но некоторые все-таки не удержались. Вильнев встал на сторону Монтои (канадец, видимо, еще не забыл фирменную «защиту Шумахера» в Хересе 1997 года), Scuderia Ferrari, само собой, в полном составе поддержала Михаэля, Williams - Монтою, за одним, впрочем, исключением, имя которому Ральф Шумахер.

Конечно, чью бы сторону ни принял немец, он все равно оказался бы в сложном положении. И в данной ситуации Ральфу правильнее было промолчать. Но гонщик Williams не смог преодолеть искушения бросить камень в огород соседа, с которым ведет упорную борьбу за статус первого номера команды. «Я не пай-мальчик и тоже атакую, когда это необходимо. Но глупо рисковать аварией в борьбе за лидерство, если можно получить гарантированные шесть очков за второе место», - такова философия гонок по Ральфу Шумахеру! Впрочем, чтобы понять эту философию до конца, слова «когда это необходимо», видимо, следует переводить как «если передо мной идет не Михаэль...»

Водные процедуры и солнечные ванны

Расстановка сил

Начало гоночного уик-энда в Имоле получилось каким-то нервозным. Вместо светлой радости долгожданного возвращения Формулы-1 на «историческую родину», в Европу, гости и участники Гран При ежились на холодном ветру и то и дело косились на хмурое небо. Времена, когда свои новые машины большинство команд выставляло лишь на первые европейские гонки, ушли в прошлое. Но на этот раз европейская премьера получилась богатой на новинки. В Имолу, где решающую роль играет мощность моторов, почти все команды привезли новые версии своих двигателей, a Ferrari наконец-то выставила на старт и вторую F2002. Таким образом, Гран При Сан-Марино стал первым этапом 2002 года, в котором приняли участие все 22 новых автомобиля. И если правы специалисты, утверждающие, что первая европейская гонка станет зеркалом всего предстоящего сезона, то, признаюсь, мне жаль этот чемпионат.

Все три дня в Имоле «жеребцы из Маранелло» имели столь подавляющее превосходство над соперниками, включая Williams и McLaren, что оставалось только радоваться за итальянских тифози, в экстазе размахивавших красными флагами на трибунах домашнего для Ferrari автодрома. Превосходство Bridgestone на холодном асфальте еще более подчеркивало достоинства красных автомобилей. В пятницу, когда заезды проходили на холодной и мокрой трассе, из клиентов Michelin в шестерку попали лишь два McLaren, но и те оказались почти в двух секундах позади машин из Маранелло. И даже на тренировке в субботу, когда вопреки прогнозам итальянского «гидрометцентра» над Имолой весь день светило солнце и трасса прогрелась до 25℃, лишь два Williams смогли «уложиться» в секунду за парой Ferrari, но при этом было совершенно очевидно, что при необходимости пилоты Scuderia вполне способны прибавить и еще.

Достаточно заметить, что из четырех своих квалификационных попыток лишь последнюю, которая в итоге и принесла ему поул, Михаэль прошел чисто: на первом круге немец угодил в «пробку», а затем дважды ошибался сам. Баррикелло же и вовсе проехал лишь два быстрых круга за рулем запасной машины, («У команды не было уверенности в надежности моего основного автомобиля, и его передали Михаэлю в качестве запасного»), после чего даже не счел нужным выезжать на последнюю попытку: место в первом ряду бразильцу и так было обеспечено. И это на трассе, где Williams, которой принадлежит рекорд по числу побед в Имоле - восемь, должна была смотреться куда сильнее, чем на многих других автодромах. «Здесь много подъемов, на которых наш мотор должен дать преимущество», - уверял в четверг Герхард Бергер, но ошибся. Даже мощный и оборотистый двигатель BMW не позволил Ральфу и Монтое не то что обогнать, но даже приблизиться к Ferrari. Пилоты McLaren же, и в пятницу, и в субботу утром ехавшие даже быстрее Williams, но в квалификации вновь заметно уступившие сине-белым, выглядели и вовсе растерянными. «Даже не знаю, чего и ожидать от завтрашней гонки», - качал головой Райкконен.

12.04.2002. Пятница. Тренировка

Первая часть. 11.00-12.00

00-15 мин  Пасмурно, над трассой идет мелкий дождь. Первым из боксов выезжает Сато, за ним Мак-Ниш и Монтоя... На трассе побывали все, кроме гонщиков Ferrari, но каждый прошел лишь по одному установочному кругу и вернулся в боксы.

15-30 мин. Сато устанавливает первый ориентир - 147.595, затем сбрасывает с этого времени три секунды и срезает в Variante Alta. Лучшее время у Физикеллы - 143.716. Уэббер возвращается на трассу после вылета в Rivazza, BAR никак не удается прогреть передние шины. Вильнев борется с избыточной поворачиваемостью, вылетает в Tamburello, а через минуту его разворачивает при выходе на стартовую прямую. М. Шумахер первый: 139.831.

30-45 мин. Монтоя срезает Alta. Баррикелло 1-й: 139.031, через минуту М. Шумахер улучшает время: 137.717. Ральф страдает от недостаточной поворачиеаемости своей машины и с интервалом в две минуты дважды вылетает на выходе из Alta. Оба Williams за пределами первой десятки.

45-60 мин. Дождь кончился, трасса подсыхает, пилоты начинают выезжать на «миксте». Сато вылетает в первой Rivazza, но возвращается. М. Шумахер улучшает время: 137.486. Физикелла 2-й: 138.093! Ирвайн вылетает на траву в Tosa, но возвращается на трассу. Williams Ральфа увязает в гравии в Acque Minerali. На трассе желтые флаги.

Вторая часть. 13.00-14.00

*Мак-Ниш оштрафован на $750 за превышение в 12:02 скорости на пит-лейн (+2,1 км/ч).

00-15 мин. В перерыве вновь пошел дождь, пилоты прибавили по 1 с. Первым выезжает Уэббер, из-за отказа мотора он прошел пока лишь 7 кругов. Ральф и Монтоя продолжают пахать траву в Variante Alta, тем не менее, колумбиец улучшает время: 139.480 и поднимается на 9-е место.

15-30 мин. Райкконен слишком активно атакует бордюры, и его дважды разворачивает на одном круге. Похожее творится и с Физикеллой, который вылетает сначала в Acque Minerali, кругом позже в Piratella, но возвращается на трассу. Хайдфельд вылетает на траву, Массу разворачивает на 360°. М. Шумахер улучшает время на 3-м секторе.

30-45 мин. При выходе из последнего поворота разворачивает на 180° Renault Трулли, она ударяется о стену и ломает переднюю подвеску и антикрыло. На трассе желтые флаги. Райкконен и Сато вылетают в Villeneuve, но оба продолжают тренировку. Монтоя снова вылетает в Alta. М. Шумахер улучшает время: 136.898, но на следующем круге, поскользнувшись на бордюре в Alta, разворачивается поперек трассы, но не может включить первую передачу и съезжает на траву.

45-60 мин. Мак-Ниш вылетел в Tamburello, но вернулся на трассу. На выходе из «эски» Villeneuve на 540° крутануло Williams Монтои, от которого едва увернулись шедшие следом Arrows и McLaren.

13.04.2002. Суббота. Тренировка

Первая часть. 9.00-9.45

00-20 мин. Трасса еще не просохла после утреннего дождя, но ее температура быстро растет. Тренировки вновь открывает Сато, он же устанавливает первый ориентир: 150.851. Пилоты Jordan соревнуются друг с другом, Физикелла показывает 133.300, и до середины тренировки это время остается лучшим.

20-35 мин. Масса: 132.951. Вильнев: 132.799. Масса вылетает в Villeneuve, но возвращается на трассу. Хайдфельд, Баррикелло и М. Шумахер показывают лучшее время, у Михаэля: 130.696. Де ла Роса вылетает в Rivazza и увязает в гравии. На трассе желтые флаги. В Acque Minerali с асфальта соскальзывает Физикелла, но ему везет больше, и итальянец возвращается на трассу.

35-45 мин. Асфальт сохнет, некоторые пилоты выезжают на «сухой» резине. Монтоя показывает второе время, затем вылетает в Acque Minerali, но возвращается на трассу. Минутой позже там же вылетает Баррикелло (судьи помогают ему выбраться обратно на трассу), и из-за проблем с гидравликой останавливается Физикелла. У Ральфа (1’29.867) и Монтои (1’29.718) - лучшие результаты уик-энда. М. Шумахер на «сухой» резине так и не выезжал.

Вторая часть. 10.15-11.00

00-15 мин. Трасса окончательно подсыхает. Трулли, Баттон, Ральф и Култхард сменяют друг друга на первой позиции. Масса вылетает в Acque Minerali и лишь через две минуты возвращается на трассу. Йонга разворачивает в Rivazza.

15-30 мин. Масса еще раз выезжает на трассу, показывает 15-е время и окончательно возвращается в боксы: проблемы с гидравликой. Монтоя и М. Шумахер улучшают время Култхарда, Дэвид отвечает: 123.550.

30-45 мин. Монтоя несколько раз цепляет землю в Alta. М. Шумахер улучшает время Култхарда: 123.256, но на следующем круге вылетает в Rivazza. Физикелла ошибается на выходе из Piratella и разбивает машину на спуске к Acque. На трассе желтые флаги. Йонга разворачивает в Traguardo. На предпоследней минуте М. Шумахер снова ускоряется: 1’23.046. Хайдфельд показывает 4-е время.

13.04.2002. Суббота. Квалификация

13.00-14.00

00-10 мин. Сессию открывают Бернольди и Йонг. На первом же круге на машине Энрике отказывает мотор, он бросает машину перед Alta, и на мотоцикле возвращается в боксы. Ионг: 128.499. Масса: 124.845. Вильнев: 124.220. Ральф: 1’22.651. Монтоя второй.

10-20 мин. Сохраняется небольшая вероятность дождя, и лидеры не слишком засиживаются в боксах. Баррикелло на запасной машине показывает лучшее время: 122.242. М. Шумахер выдает лучший первый сектор, но в Alta ему мешает де ла Роса, в итоге лишь 2-е время: +0,023 за Баррикелло.

20-30 мин. Монтоя, несмотря на недостаточную поворачиваемость, на поуле: 121.864! Тут же Ральф: 121.630. У Физикеллы отказала гидравлика, и он бросил машину перед Tosa. Култхард, треть квалификации просидевший в боксах, пока на его McLaren меняли мотор, показывает 8-е время. Баррикелло во второй попытке возвращает себе поул: 121.155. М. Шумахер на втором круге ошибается и проигрывает партнеру 0,536 с.

30-40 мин. Добравшийся до боксов Физикелла возвращается на трассу на запасной машине. Райкконена развернуло при выходе из Rivazza, но он сумел избежать столкновения с отбойником и вернулся в боксы.

40-50 мин. М. Шумахер, Монтоя и Ральф выехали на третью попытку. Михаэль лучший на первом секторе, но на втором вновь ошибается и проигрывает времени Баррикелло 0,057 с, Ральф: +0,318 (3-й), Монтоя: +0,450 (4-й). Райкконен и Култхард уступают более секунды.

50-60 мин. Уэббер и Мак-Ниш оштрафованы соответственно на $5500 и $2250 за превышение в 13:26 и 13:42 скорости на пит-лейн (+22 и +8,8 км/ч). Йонг не попадает в 107% и теряет все шансы после разворота на своем последнем круге в Alta. Уэббер на запасной машине (на основной отказал мотор) улучшает свое время на секунду и обгоняет Бернольди и де ла Росу, которого заносит на выходе из Rivazza. Лидеры на трассе: Баррикелло, попав в стену пыли в Alta, возвращается в боксы, пилоты Williams ошибаются на 2-м секторе. М. Шумахер улучшает время партнера по команде на 0,064 с и завоевывает поул: 121.091 - почти на 2 с быстрее рекорда трассы! Максимальная скорость на прямой у Монтои: 309,0 км/ч; лучшие результаты на секторах у М. Шумахера (1-й), Баррикелло (2-й) и Р. Шумахера (3-й).

14.04.2002. Воскресенье. Разминка

9.30-10.00

*Рассмотрев просьбу Minardi, судьи отказали в допуске не уложившегося в 107% от времени победителя квалификации Йонга к гонке.

00-10 мин. Прохладно, но сухо. Первым выезжает Баррикелло. Сегодня в его распоряжении шасси 220, на котором Михаэль выступал в квалификации. Шумахер будет стартовать на 219-й (запасная машина, на которой Рубенс участвовал в квалификации). Ральф сравнивает настройки запасного и боевого Williams, первый ориентир 133.560, затем 132.797. Култхард: 132.006.

10-20 мин. Бернольди, Ральф, Масса, Райкконен, М. Шумахер сменяют друг друга на первой строчке. Баттон работает по секторам. У Трулли отказал мотор. Почти все пилоты Michelin обкатывают резину для гонки. В BAR за ночь полностью изменили геометрию задней подвески, машина стала послушнее, но ни Вильнев, ни Панис пока не блещут.

20-30 мин. Две Ferrari возглавляют тренировку. Уэббер работает с тремя машинами: автомобиль Йонга переделан во второй запасной. В Jordan подбирают настройки подвески: с полным баком сильно изнашивается резина. Монтоя перебирается с 11-го места на второе, Ральф (12-й) почти на секунду медленнее. У М. Шумахера проблемы с балансом тормозов, он соскакивает на гравий в Rivazza, но возвращается на трассу. На последней минуте Баррикелло выдает лучшее время разминки: 125.483 и единственный превосходит прошлогодний рекорд трассы в гоночной конфигурации. Бернольди оштрафован на $750 за превышение в 9:32 скорости на пит-лейн (+2,5 км/ч).

 

Затишье перед бурей

Красная линия гонки

К воскресенью стало ясно, что помочь английским командам побить Ferrari на ее домашней трассе или хотя бы подарить зрителям более или менее интересную гонку, может только чудо. А посему с самого утра и болельщики, и гонщики, и даже сам всемогущий хозяин «большого цирка» Берни Экклстоун то и дело поглядывали на небо. Одни с опаской, другие с надеждой! Кто бы мог подумать еще два дня назад, что поклонники Williams и McLaren, чья дождевая резина заметно уступает шинам Bridgestone, будут молить небеса о дожде, как о последней, пусть и призрачной надежде на увлекательную гонку!

Итальянские метеорологи предсказывали, что желанная влага прольется с небес сразу после полудня, но после сухой и солнечной субботней квалификации им уже никто не верил. Холодный весенний ветерок с такой скоростью гнал черные тучи на горизонте, что даже за час до старта никто не мог точно сказать, начнется дождь или нет. Когда до старта осталось полчаса и в конце гаражного переулка загорелся зеленый светофор, возвестивший об открытии пит-лейн, на трассу нехотя упали редкие капли. Но через пятнадцать минут, когда железный хамелеон на выезде из боксов вновь сменил цвет своих глаз с зеленого на красный, над фамильным автодромом Ferrari уже сияло солнце. Так же сияло оно и на протяжении всей гонки, которая, начиная уже со второго поворота, даже для итальянских фанов превратилась в нудное полуторачасовое ожидание победы.

После реконструкции трассы цена победы в квалификации в Имоле выросла во много раз, и теперь поул на этом автодроме почти столь же важен, как в Монако или Венгрии. Первый поворот зачастую здесь решает исход гонки. Так вышло и на этот раз. Михаэль сполна воспользовался преимуществом первой стартовой позиции, спокойно и уверенно возглавив гонку. Стоявшие справа на грязной стороне трассы Баррикелло и Монтоя слегка замешкались. Ральф же, строго следуя своей философии, атаковать брата особенно и не пытался, удовлетворившись обгоном его партнера по Ferrari.

Надо сказать, что те несколько капель, что упали на трассу за полчаса до старта, все-таки насторожили лидеров, поэтому все три первые команды предпочли перестраховаться и на случай возможного дождя залили баки почти под завязку, с таким расчетом, чтобы при необходимости иметь возможность оттянуть пит-стоп до середины дистанции. Когда же дождь так и не пошел, пять из шести первых пилотов остались верны тактике двух пит-стопов (лишь Райкконен, возможно, планировал ограничиться одной дозаправкой, но из-за поломки выхлопной трубы и последующего схода выяснить это так и не удалось). В итоге перегоны между дозаправками у лидеров получились очень разными: первый растянулся до середины дистанции, а два последних оказались очень короткими - всего по 15-16 кругов. Впрочем, это уже мало что решало.

Михаэль ушел в отрыв еще со старта и, если не считать появившихся ближе к финишу проблем с рулевым колесом, переключатели которого никак не хотели изменять параметры работы электроники, то немец провел весьма скучную гонку, ставшую для него рекордным - 97-м Гран При за Ferrari. (Предыдущий рекорд - 96 ГП за команду из Маранелло - принадлежал Герхарду Бергеру). Что до Баррикелло, то проигранный старт бразильца расстроил не сильно и, продержавшись вплотную за Ральфом до первой дозаправки, Рубиньо, заехав в боксы кругом позже пилота Williams, остался впереди, при том что механики Ferrari и Williams сработали синхронно: за 7,4 с. Возможно, сказалось преимущество нового, более вместительного по сравнению с прошлогодней машиной бака F2002, или же, что более вероятно, в Williams просто ошиблись, вместо Монтои, позиции которого никто особо не угрожал, зазвав первым в боксы Ральфа. Впрочем, в любом случае Ferrari была объективно быстрее Williams. За полтора десятка кругов, что разделяли первую и вторую дозаправки, Баррикелло довел свой отрыв от Ральфа до 11 секунд, и даже заминка на последнем пит-стопе, когда механики Ferrari провозились с задним левым колесом машины Рубиньо в два раза дольше положенного, не позволила немцу зацепиться за второе место.

Из тех же, кто сражался позади «большой тройки», на этот раз оставившей на откуп середнякам одно-единственное место в очковой зоне, хотелось бы отметить двоих. Очередную великолепную гонку провел Баттон. Со своего девятого места на старте англичанин смог не просто прорваться в очки, но и опередить Култхарда, защитив благодаря третьему результативному финишу подряд и свое четвертое место в чемпионате. Блестящая гонка удалась и Массе, но бразильцу в отличие от Баттона просто не повезло. На протяжении всей гонки Фелипе был заметно быстрее и своего партнера по Sauber, и обоих гонщиков Renault, но лишь 11-е место в квалификации и не слишком удачный старт привели к тому, что, упершись в эту тройку на первых кругах, Масса потерял за их спинами кучу времени и в отчаянии уже на 16-м круге отправился на первый пит-стоп. Ранний визит в боксы, однако, так и не помог бразильцу опередить Renault, а вот с его партнером по Sauber сыграл злую шутку. Перепутав команды и решив, что Sauber зазывает его на дозаправку, Хайдфельд кругом раньше свернул на пит-лейн. Но в боксах ждали Массу, поменять заправочную машину не успели, и тремя кругами позже Нику пришлось вернуться, чтобы залить топливо. На этом приключения немца не закончились. Разгоряченный Ник превысил лимит скорости в гаражном переулке и был наказан штрафным проездом по пит-лейн, после чего окончательно выбыл из борьбы за очки. Тем временем его партнер, так и не сумевший опередить Renault в боксах, ближе к финишу вновь достал Трулли, и за четыре круга до финиша Sauber с красным проблесковым маячком (после первого пит-стопа у бразильца заклинило контакт заднего фонаря, и он мигал всю оставшуюся гонку) блестяще прошел Renault итальянца на торможении перед Rivazza. Впрочем, итальянских болельщиков это не сильно расстроило. Главным в этот день для них был вожделенный дубль Ferrari.

Италия ликовала! Гонка развивалась по идеальному для Ferrari сценарию. Но последними в этот день посмеялись все же местные метеорологи. Ровно через час после финиша над автодромом, словно занавес, опустилась стена проливного дождя, и начался обещанный шторм. Однако запоздавший разгул стихии ни на что повлиять уже не мог. Поистине, что в Италии ни делается - все к лучшему, к лучшему для Ferrari! Впрочем, разразись буря двумя часами раньше, это, возможно, только увеличило бы суммарное преимущество Ferrari и Bridgestone. Бывают дни, когда для кого-то все складывается просто идеально. И в этом году для итальянской команды таких дней выпадает все больше.

Владимир Маккавеев

Продолжение здесь...

← к содержанию № 47 (06.2002)

Просмотров: 81