Гран При Канады

← к содержанию № 48 (07.2002)

Гран При Канады

 

07-09.06.2002

На круги своя

 

История повторяется. Это один из ее недостатков…

Кларенс Дарроу

 

По окончании Гран При Канады местная публика расходилась, имея все основания для недовольства от увиденного. Гонка получилась весьма заурядной, победил опять немец, в то время как свой, канадский гонщик вновь не порадовал земляков успехом на родной ему трассе, да еще этот бесконечный тополиный пух, норовящий залететь не только в воздухозаборники гоночных машин, но и в глаза, нос, рот и уши... В общем, сплошное расстройство!

Но канадцы расходились с улыбками на лицах. Они не били витрины, не поджигали автомобили, не избивали в звериной злобе прохожих. Напротив, задерживаясь у публичных телемониторов в центре Монреаля, они с удивлением и ужасом смотрели на все это, происходящее в тот же вечер на улицах далекой Москвы.

Конечно, футбол - не автогонки. Но подобное может произойти и в ходе Гран При России, которого мы так упорно добиваемся. Поскольку упившимся водки и пива (мутной волной льющегося с телеэкранов и проданного в день матча Япония-Россия в рекордных количествах) придуркам с одной, да и то прямой извилиной в голове все равно, по поводу чего на фоне полной беспомощности столичных властей громить город. Может, пока не стоит колотить коваными сапогами в двери «клуба Ф-1»? Но вернемся от ужасов воображаемого Гран При к улыбкам реального - в Канаду.

Перемены.

Хотели как лучше...

Общий фон

Приветливые улыбки, а то и бурное ликование повсюду сопровождали появление Жака Вильнева. Именно он в глазах местной публики был главным героем канадского уик-энда. Несмотря на все его долгое «небытие» в Формуле-1, для земляков он все равно самый лучший и великий. И конечно, основным лейтмотивом «околовильневских» тем стали очередные разговоры вроде: «Если Жак останется недоволен улучшениями в конструкции машин BAR, он, не дожидаясь конца сезона, наконец, уйдет в другую команду, и уж там покажет!»

Холодным душем на этом фоне стало противоположное по смыслу жесткое заявление «хозяина» Формулы-1.

Столь же крайние оценки вызвали и изменения в конфигурации монреальской трассы. Годами гонщики жаловались на весьма проблемный выезд с пит-лейн - оттуда плохо были видны машины, приближающиеся к первому повороту по стартовой прямой - и трассу в этом месте радикально изменили. Если раньше гонщики, выезжая с пит-лейн, направлялись к левому послестартовому повороту, то теперь выезд спрямили, и он выводит уже на выход из последующего и гораздо более медленного правого поворота Virage Senna. Благодаря этому гонщики, возвращающиеся на трассу, могут ехать быстрее тех, кто проходит поворот, что делает тактику двух пит-стопов намного привлекательнее, нежели раньше.

Последнюю «шпильку» - традиционное место напряженной борьбы, обгонов и вылетов - укоротили на 60 метров, чтобы расширить зону безопасности.

Наконец, немного отодвинули вглубь печально известную «стену чемпионов», которая традиционно была в буквальном смысле камнем преткновения для самых быстрых гонщиков. Так что на сей раз за весь уик-энд лишь Михаэль Шумахер в первой тренировке «приложился» к «святому месту» - на то он и чемпион, причем четырехкратный.

В целом же сглаживание острых углов монреальской трассы сделало очередную гонку уже и без того лишенного остроты чемпионата еще более пресной.

Красные наступают и... проигрывают

Расстановка сил

Перефразируя известную формулировку, в последнее время можно констатировать: от предварительной расстановки сил конечный результат гонок Формулы-1 особо не меняется - что в очередной раз и показал ГП Канады. Никаких неожиданностей, кроме разве что второй подряд и третьей за сезон поул-позиции Хуана-Пабло Монтои, не произошло. В целом Ferrari и Михаэль Шумахер все равно выглядели значительно сильнее. И тот же Монтоя в своих заявлениях осторожничал, признавая, что монреальская трасса больше подходит машинам соперников. К тому же дождь, начавшийся в самом конце квалификации, внес свои коррективы в окончательное расположение гонщиков на стартовой решетке.

Авария Рубенса Баррикелло в ходе субботней тренировки (удар был весьма сильным, даже оторвалось переднее колесо), а затем его вылет (на той же, уже отремонтированной машине) в квалификации лишний раз напомнил о важной роли, которую на канадской трассе играют тормоза (именно тормоза подвели здесь три года назад, например, Хайнца-Харальда Френтцена, когда он попал в страшную аварию). Росс Браун даже поделился секретом: «Мы установили здесь самые большие тормоза, какие позволяют правила». А пламя, объявшее заднюю часть Jordan Такумы Сато (ох и любят же этого парня всяческие экстремальные происшествия!) в ходе той же квалификации стало отнюдь не лишним (учитывая итог последующей гонки) напоминанием о другом немаловажном для монреальской трассы факторе - надежности мотора. Honda, кстати, не успела подготовить обещанную к ГП Канады новую квалификационную версию мотора.

С другой стороны, новая модификация двигателя позволила прибавить Jaguar. Подтянулась после провала в Монако и команда Sauber. Зато заметно сдали Renault, Toyota и воспрявшая было в последнее время Arrows. Лучшую квалификацию в сезоне провела и Jordan стараниями «вечного» призера канадских этапов Джанкарло Физикеллы, и Физико грозился даже вновь подняться на пьедестал. А вот Дэвид Култхард, действительно на него поднявшийся, до гонки особенно не блистал, и своим восьмым местом в квалификации, казалось, заведомо «хоронил» шансы на повторение монакского успеха.

Как, однако, показала гонка, Култхард оказался отличным последователем мастера интриги Талейрана: «Чтобы сделать карьеру, следует одеваться во все серое, держаться в тени и не проявлять инициативу».

07.06.2002. Пятница. Тренировка

Первая часть. 11.00-12.00

00-15 мин. Тренировку открывает Ирвайн, на машине которого стоит новый мотор CR4. Половина пилотов выезжают на трассу, но после пробного круга возвращаются в боксы. Первое время уик-энда устанавливает Йонг: 1’35.925. Затем Алекс, Масса и Хайдфельд попеременно возглавляют протокол. В итоге после первой четверти часа лучшее время остается за Массой: 1’20.343.

15-30 мин. Р. Шумахер срезает последний поворот, но при этом устанавливает лучшее время: 1’19.325. М. Шумахер и Баррикелло выезжают на трассу и начинают штамповать лучшие круги. У М. Шумахера первое время дня: 1’17.946. Райкконен срезает последний поворот.

30-45 мин. М. Шумахер едва не разбивает машину о «стену чемпионов». Бернольди останавливается в 6-м повороте из-за проблем с гидравликой. На трассе желтые флаги.

45-60 мин. Баттон, из-за отказа мотора почти всю тренировку простоявший в боксах, возвращается на трассу. Шумахер улучшает свой результат: 1’16.991. Баррикелло показывает 2-е время. На следующем круге при выходе на стартовую прямую Михаэль задевает «стену чемпионов», повреждает подвеску и медленно возвращается в боксы. Френтцен вылетает на траву в 9-м повороте, но возвращается на трассу. Баррикелло становится лидером: 1’16.930. Снова разворачивает Френтцена, на этот раз в 10-м повороте.

Вторая часть. 13.00-14.00

00-15 мин. На этот раз первым на трассе появляется Райкконен. Трулли вылетает в 10-м повороте. Райкконен показывает лучшее время: 1’16.826. У Трулли отказала машина, и он съезжает на обочину в 3-м повороте, на трассе желтые флаги. М. Шумахер впервые после аварии возвращается на трассу и показывает лучшее время: 1’16.633, затем проходит круг еще быстрее: 1’16.464.

15-30 мин. На трассу возвращаются Йонг и Монтоя, у которых были небольшие технические проблемы. Р. Шумахер улучшает время брата: 1’16.287. М. Шумахер едва вновь не врезается в стену после 13-го поворота. На въезде на пит-лейн вывешиваются полосатые флаги: масло на трассе. Панис показывает лучший 2-й сектор, но ошибается в «шпильке». У Баррикелло барахлят тормоза.

30-45 мин. Ральф улучшает свое время, но Монтоя тут же перекрывает его результат: 1’15.702. Вильнев показывает лучший 1-й сектор: BAR, которая использует здесь машину с увеличенной базой и новую спецификацию мотора (уже применявшуюся на квалификации в Австрии), работает над квалификационными настройками. У Сато нескончаемые проблемы: на Jordan отказывает электроника, барахлят тормоза и ломается выхлопная система.

45-60 мин. Масса проезжает по траве. Монтоя и Култхард улучшают свои секунды, лучшее время дня у Култхарда: 1’15.407. Сало, на Toyota которого стоит новая версия двигателя, показывает 6-е время, но очень недоволен подбором передаточных чисел КП. Мак-Ниш из-за отказа масляной системы лишь 20-й. Трулли из-за технических проблем пропустил почти всю тренировку.

08.06.2002. Суббота. Тренировка

Первая часть. 9.00-9.45

00-20 мин. Первым на трассу выезжает Уэббер, но первый ориентир дня устанавливает Мак-Ниш: 1’24.378. Мак-Ниш два раза улучшает свое время, но его результат легко перекрывает М. Шумахер, затем Р. Шумахер и Монтоя: 1’15.956. Сато разворачивает на 180°, но он продолжает тренировку.

20-35 мин. Райкконен вылетает на выходе из 4-го поворота, но возвращается на асфальт. На трассе желтые флаги. Протокол попеременно возглавляют Култхард, Монтоя, Райкконен и Баррикелло: 1’14.926. Сато вылетает в 8-м повороте.

35-45 мин. Р. Шумахер, долго сидевший в боксах из-за проблем с машиной, показывает 2-е время. Уже под клетчатым флагом его брат, всю эту тренировку работавший над гоночными настройками, слив топливо, показывает лучшее время: 1’14.509.

Вторая часть. 10.15-11.00

00-15 мин. На машинах Ferrari, McLaren и Williams сегодня установлены специальные квалификационные версии моторов увеличенной мощности. Пилоты Ferrari обмениваются быстрыми кругами. В итоге лучшее время остается за Шумахером: 1’13.966. Уэббера разворачивает на выезде с пит-лейн. На трассе желтые флаги.

15-30 мин. Трулли вылетает с трассы. Баррикелло разбивает машину в 9-м повороте. На трассе желтые флаги. Бернольди разворачивает на 180°, но он продолжает тренировку. Монтоя (1’13.646) и М. Шумахер (1’13.395) обмениваются лучшими кругами.

30-45 мин. Ирвайна развернуло в «шпильке», но он продолжает тренировку. Монтоя вылетает на траву, Массу разворачивает, но оба выбираются на трассу. Ирвайн останавливается на обочине из-за отказа гидравлики.

08.06.2002. Суббота. Квалификация

13.00-14.00

00-20 мин. Как всегда, пилоты не спешат выезжать на трассу. Первыми на 10-й минуте заезды открывают Ральф и Монтоя (!). Хуан на 0,6 с быстрее партнера: 1’14.341. Затем между Williams вклиниваются два пилота McLaren. Ferrari выезжают на трассу только на 20-й минуте.

20-30 мин. М. Шумахер на первом же круге показывает абсолютно лучшее время уик-энда: 1’13.331, Баррикелло медленнее на 0,324 с. Williams выезжают на вторую попытку, и оба перекрывают результат М. Шумахера. Ральф: 1’13.301, Монтоя: 1’12.836 - фантастическое время, впервые в истории автодрома быстрее 1’13. Хайдфельд показывает 5-е время.

30-40 мин. Ужасно не везет Сато: перед 3-м поворотом у него взрывается двигатель, объятая огнем и дымом машина останавливается перед 5-м поворотом, залив маслом около 200 метров трассы (это уже четвертая за уик-энд серьезная поломка на машине японца). На трассе желтые флаги. Сато спешно возвращается в боксы за запасной машиной, настроенной под Физикеллу. Трулли задевает отбойник на выходе из 9-го поворота, ломает заднюю подвеску и также возвращается в боксы за запасной машиной.

40-50 мин. М. Шумахер вклинивается между двумя Williams: 1’13.114. Вслед за ним Ральфа превосходит и Баррикелло. У Ирвайна потекла гидравлика КП, он потерял более половины квалификации и лишь за 10 минут до конца вернулся на трассу. В третьей попытке Монтоя показывает лучшее время на 3-м секторе, но своего времени не превышает. М. Шумахер лучший на 2-м секторе, но чуть-чуть не дотягивает до поула Монтои: 1’13.018.

50-55 мин. Баррикелло подпрыгивает на поребрике в 3-м повороте, поскальзывается на масле, вытекшем из Jordan Сато, и его разворачивает на выходе из 4-го поворота. Ferrari замирает в полуметре от отбойника, и Рубенс продолжает заезд. Вылетает на траву, но возвращается Вильнев. Йонг съезжает на траву из-за отказа КП. На трассе желтые флаги. Масса, из машины которого струится дымок, вылетает на траву в 8-м повороте, но продолжает заезд.

55-60 мин. Над трассой начинает накрапывать дождь. Уже под клетчатым флагом Култхарда разворачивает при выходе на стартовую прямую. Время Монтои, показанное во второй попытке, так и остается лучшим, и Хуан завоевывает 5-й в карьере поул. V макс. на прямой у М. Шумахера: 334,3 км/ч; лучшие результаты на секторах у М. Шумахера (1-й: 20.415; 2-й: 23.237) и Монтои (3-й: 28.925).

09.06.2002. Воскресенье. Разминка

9.30-10.00

00-10 мин. Караван пилотов, выезжающих на трассу, возглавляет Райкконен. После установочного круга пилоты возвращаются в боксы. На 7-й минуте Физикелла устанавливает первое время дня: 1’28.503, затем Физико, Монтоя и Райкконен (1’19.278) сменяют друг друга во главе протокола.

10-25 мин. Култхард и М. Шумахер (1’17.549) улучшают время Кими, после этого у Михаэля на стартовой прямой начинает дымить мотор, он съезжает на траву у выезда с пит-лейн и отправляется в боксы за запасной машиной.

25-30 мин. Френтцен, Йонг и Култхард по два раза вылетали с трассы. М. Шумахер (на запасной машине) и Баррикелло попеременно показывают лучшее время дня, в итоге первая строчка протокола достается Михаэлю: 1’16.780. Монтою заносит в последнем повороте.

Тише едешь - дальше будешь

Красная линия гонки

Глядя на Жака Вильнева, можно было подумать, что ему окончательно осточертела вся эта невезуха последних лет, и он просто припарковал свою машину у барьера, заглушил мотор и, безнадежно махнув на все рукой, отправился пешком прочь. Весьма вероятно, что его действительно так и подмывало сделать что-то в этом роде, но злая судьба в очередной раз все решила за него. Однако именно Вильнев, или, вернее, его злополучный BAR повлиял на исход этой гонки весьма существенным, если не решающим образом.

На старте Хуан-Пабло Монтоя оказался проворнее Михаэля Шумахера и не дал себя обогнать. Более того, немца тут же «в легкую» обошел Рубенс Баррикелло. В середине и в конце пелотона гонщики на машинах, заправленных лишь наполовину, так же легко расправлялись с соперниками на автомобилях с полными баками. Казалось, тактика двух пит-стопов приносит свои плоды и обещает интересную, богатую обгонами и коллизиями гонку. Но не тут-то было.

Канадский этап ЧМ стал очевидным подтверждением народной мудрости «поспешай медленно». Во-первых, более тяжелые машины не помешали Кими Райкконену и Дэвиду Култхарду столь же уверенно выиграть на старте соответственно одну и две позиции. Во-вторых, те, кто рассчитывал за счет двух пит-стопов на более легкой машине со старта вырваться вперед и обеспечить дальнейший отрыв, просчитались. И сумевший защитить на старте свое лидерство Монтоя, и перехвативший затем это лидерство Баррикелло лишились своего преимущества, когда судья принял довольно спорное решение выпустить на трассу автомобиль безопасности, чтобы эвакуировать машину Вильнева.

Михаэль Шумахер в результате вплотную приблизился к своим главными соперникам за победу в этом Гран При - Монтое и Баррикелло. Острая борьба между двумя горячими латиноамериканцами завязалась уже в конце первого круга, когда бразилец, воспользовавшись ошибкой Монтои в последнем повороте, на прямой «старт-финиш» обошел колумбийца, «как стоячего».

Однако и Хуан-Пабло оказался не лыком шит: едва узнав о появлении машины безопасности, он тут же заезжает на ранний пит-стоп, в ходе которого ему подливают бензина, но шины меняют только задние. Вернувшись на трассу лишь пятым, он, в отличие от Баррикелло, все же отчасти нивелирует ущерб от появления машины безопасности, а через круг после ее ухода умудряется одним выстрелом расправиться с двумя «зайцами» - своим партнером по команде и Кими Райкконеном.

К повороту у знаменитой «стены чемпионов» перед выездом на прямую тройка гонщиков подошла в следующем порядке: Райкконен, Ральф Шумахер, Монтоя. И тут финн, стремясь защитить свою позицию от наседавшего сзади немца из Williams, начал тормозить слишком поздно, наехал на наружный бордюр и из поворота вышел со значительной потерей скорости. Ральф немедленно этим воспользовался, ушел на середину трассы и практически поравнялся с Кими. Но тут Монтоя, который ехал на некотором отдалении от борющейся пары и который не потерял темпа в повороте, за счет более высокой скорости выскочил на прямую еще левее Ральфа, и к линии «старт-финиш» все трое устремились практически колесо в колесо. Шумахеру-младшему, траектория движения которого спустя мгновение перекрестилась бы с траекторией более быстрого Монтои, ничего не оставалось, как притормозить и откатиться за заднее антикрыло McLaren Райкконена. Таким образом, жертвой ошибки Кими стал не только он сам (хотя от Ральфа-то в итоге защитился!), но и младший Шумахер, а выгоду из этого извлек хитрый Монтоя, совершив, пожалуй, самый красивый обгон сезона, хотя бы ради которого стоило посмотреть эту в целом маловыдающуюся гонку.

Вторая серия пит-стопов, казалось бы, решила спор между Монтоей и Баррикелло в пользу первого, и колумбиец даже бросился догонять Михаэля Шумахера. Быть может, это и обрекло Хуана-Пабло на полное поражение: не выдержав предельной нагрузки, его мотор загорелся за 14 кругов до финиша.

Ральф же, как и Райкконен с Френтценом, стал жертвой очередной «эпидемии» отказов заправочных устройств (в ходе планового пит-стопа ему смогли залить лишь 5 кг топлива). А затем, уже после финиша, его также подвел мотор (та же беда пятью кругами раньше постигла и Дженсона Баттона). И на третье место незаметно, «серой мышкой», буквально перед носом у возвращающегося в гонку после второго пит-стопа Баррикелло проскользнул вчерашний аутсайдер Дэвид Култхард, после схода Монтои неожиданно став претендентом на серебро!

Другая «эпидемия» - неполадок ограничителей скорости на пит-лейн - лишила надежды на хороший результат еще одну группу участников Гран При из второго и третьего «эшелонов» гонки - Ника Хайдфельда, Фелипе Массу, Мику Сало и Алекса Йонга.

Отчаянно рвавшемуся вперед и совершившему ряд уверенных обгонов Мике Сало, впрочем, и без штрафа пришлось туго: медленный прокол переднего колеса, а ближе к финишу - проблемы с тормозами. Провалил гонку и его партнер по команде Алан Мак-Ниш, который поначалу был также весьма быстр, но потом столкнулся с неполадками в системе переключения передач, а на 45-м круге и вовсе не удержал машину на трассе, словно наказав сам себя за то, что еще на первом круге испортил гонку Педро де ла Росе.

Очень неплохо провел первую половину гонки Эдди Ирвайн, однако повышение температуры, а затем и возгорание мотора заставили и его «финишировать» на своих двоих. Но надо отдать должное многоопытному ирландцу: из горящей машины он не выскочил как угорелый (вроде Вильнева на ГП Австрии), а степенно, с достоинством выбрался, невозмутимо оглядел полыхающий мотор и лишь затем спокойно удалился.

И столь же спокойно, можно сказать, прошла заключительная стадия гонки, некоторое оживление в которую внесла разве что борьба Баррикелло с Култхардом. За десять кругов до финиша оба, следуя друг за другом с минимальным отрывом, вознамерились обогнать «слип-стримом» на круг Такуму Сато, но Рубенс решил заодно обойти и шотландца. Ему это практически удалось, однако прямая заканчивалась, пора было тормозить, что он и сделал. Култхард затормозил позже, за счет этого вновь выдвинулся вперед и вытеснил Баррикелло с траектории, но при этом не смог вписаться в «эску». Вслед за ним срезал ее и бразилец. Но если для Баррикелло это нарушение носило вынужденный характер, то Култхард был виноват сам. Фактически за счет этого маневра он сохранил позицию. Однако в этом случае судьи проявили снисходительность, никак не наказав пилота британской команды - не иначе как из чувства «социальной справедливости»: не все же Ferrari «жировать». Хотя Рубенсу-то как раз и не до жиру...

Как бы то ни было, Михаэль Шумахер в очередной раз одержал безоговорочную победу и добыл для Ferrari юбилейный, 150-й Гран При. В очередной раз пьедестал с ним разделил его напарник по команде. «Жребий» подняться на не занятую гонщиками Ferrari ступень пьедестала на сей раз выпал представителю McLaren. Все вернулось на круги своя.

Борис Мурадов

Продолжение здесь...

← к содержанию № 48 (07.2002)

Просмотров: 61