Гран При Германии

к содержанию № 50 (09.2002)

Гран При Германии

 

Королевская слабость

26-28.07.2002

 

Даже у великих есть свои слабости, но в отличие

от остальных рано или поздно они превращают их в свою силу...

Георг Лихтенберг, немецкий писатель

 

Домашний Гран При в Хоккенхайме никогда не был особенно счастливым для Михаэля Шумахера. За десять лет он выиграл на «Хоккенхаймринге» только одну гонку, в то время как на всех остальных Гран При, исключая разве что относительно новые этапы в Австрии и США, Шуми побеждал от двух до шести раз. Более того, именно здесь ровно год назад немец в последний раз не сумел добраться до финиша: в семи гонках до Хоккенхайма’01 и в 16 после он неизменно набирал очки и лишь раз оказался вне призовой тройки, но здесь, на самом главном для него и его болельщиков Гран При «гарцующий жеребец» подвел немца.

Теперь, год спустя Михаэль приехал в Хоккенхайм уже в ранге не трехкратного, а сразу пятикратного чемпиона мира. Поразительная «скорострельность»: всего за 11 месяцев и два дня он завоевал два титула и горел желанием выиграть во второй раз и свой национальный Большой Приз. «Хоккенхайм - моя слабость и мое слабое место! - признался Михаэль. - Я мечтаю о Гран При Германии, но не побеждал тут с 1995 года. Не знаю почему, но гонки здесь мне не слишком удаются. Остается надеяться, что теперь с изменением трассы изменятся и мои отношения с «Хоккенхаймрингом».

1,5 млн за три дня

Общий фон

Еще перед Гран При Франции Михаэль не скрывал, что ему хотелось бы выиграть чемпионат именно здесь, в Хоккенхайме, перед родной публикой. Но судьбе было угодно короновать Шумахера неделей раньше в Маньи-Куре, что несказанно обрадовало его менеджера Вилли Вебера, на складах которого уже несколько месяцев ждали своего часа сотни тысяч красных кепок новой коллекции Шумахера: с золотой вышивкой и пятью золотыми звездами. С точки зрения бизнеса лучшего развития событий, чем выигрыш чемпионата за неделю до Гран При Германии, и представить себе было невозможно. За три дня на «Хоккенхаймринге» было продано почти 60 000 новых шумахеровских бейсболок на сумму около 1,5 млн евро, что, естественно, не прошло незамеченным в паддоке. «Теперь любой, кто еще не знает, что Михаэль - пятикратный чемпион мира, может прочитать это у него на лбу - на его кепке. Но на старых фотографиях я почему-то никогда не видел Фанхио в такой кепке», - не скрывал своего традиционного сарказма по отношению к Михаэлю Жак Вильнев.

Помимо чемпионства Шуми, в паддоке «Хоккенхаймринга» были и другие темы для пересудов. После квалификационного фарса в Маньи-Куре FIA предупредила Тома Уокиншоу, что в случае повторения чего-то подобного его команда будет отстранена от гонок на три следующих Гран При. После чего многие обозреватели пришли к выводу, что это наказание весьма смахивает на жест доброй воли со стороны Федерации и открывает хитрому Тому путь к отступлению. Ведь не секрет, что во Францию Уокиншоу и К° приехали лишь для того, чтобы не пропустить Гран При и не потерять своего места в чемпионате мира. Теперь же, если Тому снова понадобится пауза для разрешения финансовых проблем своей команды, ему даже необязательно будет приезжать на следующие гонки: он всегда может воспользоваться «наказанием» FIA. С учетом всего вышеизложенного, в четверг многие склонялись к мнению, что в гонке «стрелы» вновь стартовать не будут, тем более, что обстановка в команде царила нерабочая. Боксы были наглухо задраены, а в паддоке вместо традиционного гостевого шатра стоял один-единственный автобус, смотревшийся весьма скромно даже на фоне передвижной базы Minardi. При этом сам Том Уокиншоу всячески избегал общения с прессой, ссылаясь на обиду на журналистов, которая у него появилась после публикации достаточно обидной для него статьи в одном из британских журналов. Френтцен же и Бернольди лишь недоуменно пожимали плечами и переводили разговор на другую животрепещущую тему - новую трассу Хоккенхайма.

В этом году по требованию FIA были видоизменены сразу несколько автодромов, но все они подверглись лишь косметической реконструкции, в то время как «Хоккенхаймринг» полностью преобразился и был превращен из самой скоростной трассы чемпионата в одну из самых медленных. С одной стороны, эти изменения сыграли на руку командам со слабыми моторами и хорошими шасси и заметно упростили настройку машин, избавив инженеров от необходимости искать компромисс между скоростными прямыми и медленным стадионом. С другой - теперь всем командам нужно было заново осваивать трассу, что особенно пугало шинников: и Michelin, и Bridgestone подготовили к Гран При Германии по одному новому типу псевдосликов. Но поскольку тесты машин Ф-1 на новом «Хоккенхаймринге» еще не проводились и все нагрузки и характеристики трассы им приходилось рассчитывать на компьютере, до первых тренировок ни французские, ни японские шинники точно не знали, как поведет себя их резина на свежем, а потому достаточно скользком асфальте немецкой трассы.

Неоправдавшиеся надежды

Расстановка сил

К счастью, опасения шинников оказались напрасны: резина на новой трассе показала себя отлично. Перед гонкой специалисты Bridgestone предсказывали, что примерное время поул-позиции окажется на уровне 1’16. Но уже в пятницу Михаэль Шумахер с полными баками показал 1’16.086, при том, что над трассой почти весь день висели тучи, а утром даже капал дождь. Команды Bridgestone имели мизерное преимущество, но было понятно, что шины в Хоккенхайме решающей роли не сыграют, и все будет определяться мастерством пилотов и классом автомобиля.

А поскольку и лучшая машина, и лучший гонщик чемпионата всем хорошо известны, предсказать победителя было несложно. Тем же, кто мечтал о более или менее интересной гонке, оставалось надеяться лишь на сложные взаимоотношения Шумахера-старшего с домашней трассой, да на Монтою, на протяжении пяти гонок подряд умудрявшегося побеждать Шуми хотя бы в квалификациях. Но увы, надеждам этим сбыться было так и не суждено. Михаэлю знакомство с новым кольцом «Хоккенхаймринга» пришлось по душе: все тренировки остались за пятикратным чемпионом мира. А вот Монтоя ни разу за два дня не поднялся выше четвертого места, а в квалификации уступил Михаэлю более 0,7 с. «Что делать, в отличие от старого Хоккенхайма, новый - не моя трасса», - заключил колумбиец.

У Williams, правда, еще оставался Ральф, которому в отличие от партнера автодром очень понравился: «Фантастическая трасса, одна из лучших среди тех, на которых мне приходилось выступать. Мои комплименты проектировщикам». По ходу всех тренировок Шумахер-младший держался впереди Монтои и достаточно близко от брата. Но даже если бы Ральф сумел продолжить победную серию Монтои в квалификациях, до чего ему не хватило, кстати, совсем немного - всего 0.181 с, с полными баками Williams все равно шел заметно медленнее Ferrari. А рисковать столкновением с «пятикратным» братом перед переполненными трибунами домашнего автодрома Ральф бы не стал.

Но если диспозиция в стане лидеров уже после квалификации была достаточно ясна, то за их спинами развернулась очень плотная борьба. Так, если показавший пятое место в квалификации Райкконен отстал от времени поул-позиции на 1,250 с, то в секунду за Кими уместилось еще 13 пилотов. Лишь Бернольди (вопреки опасениям, Уокиншоу не решился пропустить три следующих Гран При, и Arrows все-таки поехал в полную силу), Сало, де ла Роса и Уэббер уступили чуть больше. Йонг же, как это уже дважды бывало в этом сезоне, так и не смог уложиться в 107%.

26.07.2002. Пятница. Тренировка

Первая часть. 11.00-12.00

00-15 мин. Трасса еще сырая после недавнего дождя. Первое время круга у Мак-Ниша - 1’21.851. Йонг, Сало и Панис пока медленнее, зато поединок за лучшее время устраивают Сато, Бернольди и Масса, Фелипе быстрейший - 1’19.859. Райкконен первым из лидеров выезжает на трассу и выходит вперед (1’19.623). На машине Сало проблемы с электроникой.

15-30 мин. Райкконен сначала вылетает на входе на стадион, а затем проходит круг за 1’18.998. Баррикелло, Р. Шумахер и Култхард поначалу медленнее финна, но затем Рубенс показывает 1’18.947. Выезжает М. Шумахер - 1’17.825! Култхард выскакивает с трассы, а Михаэль несколько раз улучшает время круга, в итоге - 1’17.004.

30-45 мин. Сато 6-й, а Панис и вовсе 2-й! Култхард в боксах, проблемы с приводом. Райкконен блокирует тормоза перед Sachs. У де ла Росы на выходе из «шпильки» отказывает мотор. М. Шумахер ищет оптимальную траекторию в новых поворотах. Баррикелло - 116.912.

45-60 мин. М. Шумахер - 1’16.323, но тут же немца крутит в «шпильке». Физикелла выскакивает на гравий в Agip и повреждает днище Jordan. Вильнев вылетает во втором повороте. Монтоя сворачивает в боксы - неожиданно начал запотевать шлем. Панис 3-й - 117.482. М. Шумахер не успевает начать решающий круг до отмашки клетчатого флага, и этим пользуется Баррикелло - 1’16.248! Бернольди ошибается в Agip.

Вторая часть. 13.00-14.00

00-15 мин. Р. Шумахер, едва выехав, разворачивается во втором повороте. Монтоя слишком быстро заходит в Agip и выскакивает на гравий. Сато крутит в «шпильке». Култхард поднимается с 19-го места на 5-е, а Ральф - с 18-го на 8-е. Йонг ошибается во втором повороте, Minardi повисает на бордюре - для Алекса тренировка закончена. Вильнев вылетает на стадионе и едва не врезается в барьер. М. Шумахер и Култхард ошибаются во втором повороте, но продолжают тренировку. Трулли увязает в гравии в Sachs.

15-30 мин. Мак-Ниш 5-й (1’17.422). У Паниса (6-й!) отказывает КП. Сато с большим трудом «ловит» машину в заносе, а де ла Роса выезжает из боксов с новым двигателем. Култхард выскакивает с трассы в Agip. М. Шумахер устанавливает лучшее время на втором секторе, но лишь 2-й по итогам круга (1’16.267).

30-45 мин. Райкконен - 116.344. McLaren Култхарда ремонтируют после вылета. Разворачивает Массу и Сато, оба продолжают заезд. М. Шумахер быстрейший на первом секторе. На машине Уэббера отказывает КП.

45-60 мин. Ральфа заносит во втором повороте. Райкконен возвращается на трассу после замены рулевой колонки. М. Шумахер - 1’16.086, несмотря на ошибку в Sudkurve. Френтцену на быстром круге мешает BAR, но немец 10-й. В 13:56 Мак-Ниша штрафуют на $1000 (скорость на пит-лейн - 62,0 км/ч). Де ла Росу разворачивает, а у машины Физикеллы во втором повороте отказывает мотор. Масса поскальзывается на масле и повреждает переднее антикрыло.

27.07.2002. Суббота. Тренировка

Первая часть. 9.00-9.45

00-20 мин. За 35 секунд из боксов выехало 15 машин, но после пробного круга трасса пустеет. Лидируют Ирвайн и де ла Роса, а М. Шумахер ошибается на первом быстром круге, но затем ставит новый рекорд трассы - 1’16.031. Йонг вылетает в Agip, но продолжает заезд. Михаэль еще быстрее - 1’15.337.

20-35 мин. Вильнев, а следом за ним и Райкконен выскакивают на гравий на входе на стадион. Баррикелло - 1’15.470. Ральф (3-й) уступает паре пилотов Ferrari полторы секунды. М. Шумахер разворачивается в Sudkurve и прямо по траве возвращается в боксы.

35-45 мин. Масса ошибается в Agip, а Вильнев едва не врезается в возвращающийся на трассу Sauber бразильца. Йонга разворачивает в «шпильке». Баттон вылетает в Nordkurve, машина задевает барьер из шин и останавливается. Гонщик ошибочно нажимает кнопку перехода на нейтральную передачу, и мотор отказывает. Трулли разворачивает. Баррикелло вылетает и врезается в барьер на стадионе.

Вторая часть. 10.15-11.00

00-15 мин. Пилоты не спешат на трассу. Трулли разворачивает в «шпильке», Бернольди - во 2-м повороте. Култхард вылетает в Sudkurve. В 10:21 Мак-Ниша штрафуют еще на $2000 за превышение скорости на пит-лейн (63.7 км/ч). Йонг и М. Шумахер выскакивают на гравий в Agip - у Алекса к тому же ломается разъем гидросистемы. В Jordan ремонтируют выпускную систему машины Сато, а в Sauber - неполадки гидросистемы у Хайдфельда.

15-30 мин. Вильнев ошибается во втором повороте. Баттон и Баррикелло до сих пор не выезжали на трассу. Установив новые шины после вылета, Михаэль еще быстрее - 1’14.686! Ральф второй - 1’15.154.

30-45 мин. М. Шумахер - 1’14.487. Выезжает Баттон - двигатель заменен. Также на трассе Сато (8-й). Баррикелло так больше и не покинул боксов - повреждена подвеска.

27.07.2002. Суббота. Квалификация

13.00-14.00

00-20 мин. Погода улучшилась - ясно и температура быстро растет. На восьмой минуте квалификацию начинает Йонг - 1’21.471, на секунду медленнее, чем утром. Алекса зазывают на техкомиссию. Вперед выходит Сато (1’17.572), Бернольди медленнее, а Панис дважды ошибается на быстром круге и прерывает его.

20-30 мин. Уэббер скользит в «шпильке», Вильнев быстрейший (1’17.302), но его тут же обгоняет Хайдфельд. Райкконен первым из пилотов «большой тройки» завершает быстрый круг - 1’16.182. Култхард второй (116.649), а Ральф быстрее Кими - 115.738. Монтоя ставит рекорд второго сектора, но ошибается в Agip и выскакивает на гравий. Обе Ferrari покидают боксы.

30-40 мин. Баррикелло - 1’15.411, М. Шумахер - 1’15.059! Оба Jordan в первой шестерке. Йонг и Панис не попадают в 107%, но Оливье выезжает на трассу и показывает 4-е время (1’16.057). Р. Шумахер быстрее всех проходит два первых сектора, но лишь второй - 1’15.172. М. Шумахер ошибается в первом повороте и прерывает попытку.

40-50 мин. Баррикелло опережает товарища по команде - 1’14.861. Монтоя вновь теряет время на стадионе (недостаточная поворачиваемость) и лишь 4-й (1’15.280). Йонг улучшает время, но по-прежнему не попадает на старт. Райкконен и М. Шумахер один за другим ставят рекорд первого сектора, но если Кими лишь 3-й по итогам круга (1’15.639), то Михаэль выходит вперед - 1’14.628. Баррикелло пытается контратаковать, но остается вторым.

50-60 мин. Ральф - 1’14.570! Монтоя ошибается в «шпильке» и остается 4-м - серия поул-позиций прервалась. Хайдфельд на запасной машине 9-й. Баррикелло чуть ошибается на стадионе и остается 3-м, а вот М. Шумахер ставит новый рекорд трассы и отнимает у брата первую стартовую позицию - 1’14.389. Ральф и Култхард не улучшают время, а Райкконен не успевает начать попытку. Йонг прибавляет, но вне 107%. Разворачивает Вильнева, которому помешал Култхард. Максимальная скорость перед «шпилькой» (326.2 км/ч) и лучшие результаты на двух первых секторах у Михаэля (1-й: 16.184; 2-й: 34.808), на третьем быстрее всех Баррикелло (23.101).

28.07.2002. Вокресенье. Размника

9.30-10.00

00-10 мин. После проверки основных и запасных машин гонщики берут паузу, и лишь через 9 минут после начала разминки Вильнев проходит быстрый круг - 1’22.388. Его обгоняют Ральф, Сато и Панис (1’19.942).

10-20 мин. Первую строчку по очереди занимают Масса, Култхард, Баррикелло и М. Шумахер (1’17.774). Френтцен на запасной машине (у основной - проблемы с дифференциалом) вылетает во втором повороте. Пара Ferrari проходит еще один быстрый круг (Михаэль быстрее - 1’17.462). Монтоя, наконец, покидает боксы, устанавливает рекорд первого сектора, но лишь 3-й по итогам круга. У Мак-Ниша отказывает гидравлика.

20-30 мин. Разворачивает Трулли. Панис впереди - 1’17.326! Гонщики Williams «расчищают» четный ряд стартового поля - обоим начинать оттуда гонку. Ральф ошибается на стадионе. М. Шумахер возвращает лидерство - 1’16.726. Панис лучший на первом секторе, но упирается в медленные машины и сворачивает в боксы, где превышает скорость (89,3 км/ч) и будет вынужден заплатить $2500. В первой шестерке - только гонщики Bridgestone.

Высшая справедливость

Красная линия гонки

О чем думал Рубенс Баррикелло, когда за две минуты до закрытия пит-лейн бежал по раскаленному асфальту Хоккенхайма к боксам Ferrari за запасным (к счастью, настроенным под бразильца) автомобилем? Проклинал ли он свою судьбу, машину и команду? Ответа на этот вопрос мы, скорее всего, никогда не узнаем. Но нетрудно догадаться, о чем думали в эти минуты болельщики бразильца. Этого не может быть! Чтобы в третий раз подряд самая надежная машина чемпионата отказала на стартовой прямой? Немыслимо! Тем не менее, факт остается фактом: в Англии Рубенсу пришлось стартовать с последнего места, во Франции он вообще не смог начать гонку. А теперь вот за 17 минут до старта у команды вновь появились сомнения относительно работы трансмиссии на его Ferrari, и бразильца отправили в боксы за запасной машиной. Причем по сравнению с двумя предыдущими гонками Рубиньо, можно сказать, повезло: он все-таки успел выехать с пит-лейн ровно за 15 секунд до того момента, как в конце гаражного переулка зажегся красный светофор, а значит - получил возможность вернуться на свое место на стартовой решетке. Но, увы, лимита своего невезения бразилец на этом не исчерпал.

На старте чуда не произошло. Ральф, как и ожидалось, больше думал о том, как бы не пропустить вперед Баррикелло, чем об атаках на брата. Михаэль вырвался вперед и уже к концу круга оторвался от преследователей на 1.6 с. Неплохо стартовавший Монтоя перед первым поворотом уперся в Ferrari под № 2, из-за чего пропустил вперед Райкконена. Это едва не стоило колумбийцу возможности подняться на пьедестал, но зато впоследствии подарило зрителям одну из самых красивых дуэлей сезона, словно наградив их за десять кругов скучнейшей гонки, разбавленной лишь разворотом Ирвайна, да увлекательной, но малозначимой борьбой Уэббера с двумя гонщиками Toyota. Лидеры же словно пребывали в спячке. Михаэль, доведя свой отрыв от Ральфа до 4-5 секунд, успокоился и перестал форсировать темп. Баррикелло, который явно мог идти быстрее Williams, терпеливо сидел за спиной младшего Шумахера в ожидании пит-стопов и лишь изредка нервировал Ральфа, показываясь в его зеркалах перед «шпилькой». А вот Монтоя столкнулся с серьезными проблемами.

Как и Рубенс, он явно терял время позади более медленной машины и начал было атаковать Райкконена, но финн не уступал, а атаки Хуана только увеличивали отставание от Шумахеров и Баррикелло. Если первые пять кругов Кими еще более или менее держал темп лидеров, то затем стал отвлекаться на терзавшего его Монтою и начал проигрывать Шумахеру по полторы секунды на круге. К десятому кругу отставание Кими и Хуана от Михаэля выросло до 15 секунд. В Williams наконец поняли, что если так будет продолжаться и дальше, то после пит-стопа, даже если ему и удастся пройти Кими во время дозаправки, Монтоя сможет рассчитывать лишь на четвертое место, и разрешили колумбийцу рискнуть и немного поднять обороты двигателя. В итоге на 11-м круге в конце прямой перед «шпилькой» Хуан все-таки сумел поравняться с McLaren, но упрямый финн закрыл внутреннюю траекторию и не пустил колумбийца вперед. То, что происходило дальше, не поддается никакому описанию.

Почти полкруга Williams и McLaren неслись колесо в колесо, попеременно вырываясь на полкорпуса вперед, но затем вновь сравниваясь. Они скользили в поворотах всеми четырьмя колесами буквально в нескольких сантиметрах друг от друга, то один то другой оказывался на внешней - грязной стороне трассы, но при этом ни один не захлопывал калитку, каждый раз оставляя сопернику ровно столько места, чтобы тот мог уместиться на трассе. Только через полминуты этой фантастической дуэли при выходе на стадион Монтоя наконец смог получить решающее преимущество, вырвался вперед и тут же умчался от Кими. Однако существенно сократить свое отставание от лидеров за следующие три десятка кругов Хуану так и не удалось, и к началу второй серии пит-стопов он еще проигрывал сумевшему отбиться от Баррикелло Ральфу все те же 13 секунд. Казалось, на пьедестал Монтое уже не подняться. Но судьба, словно в награду за великолепный обгон Райкконена, подарила колумбийцу второе место.

Сначала Баррикелло потерял в боксах около 10 секунд, пока механики Ferrari тщетно пытались засунуть заправочный шланг в горловину его бензобака, и Монтоя вошел в тройку. А за четыре круга до финиша на пит-лейн неожиданно свернул и шедший вторым Ральф, у которого упало давление воздуха в пневмосистеме привода клапанов двигателя. На устранение неисправности у механиков Williams ушло всего несколько секунд, но этого оказалось достаточно, чтобы Хуан вышел вперед и закончил гонку вторым.

А вот другому участнику «дуэли при Хоккенхайме» не повезло. Райкконен уверенно контролировал свою пятую позицию, пока на 37-м круге не проколол левое заднее колесо. Лишь благодаря своему упрямству Кими сумел на трех колесах достичь боксов и даже продолжил гонку. Но днище машины было сильно повреждено, и на 62-м круге финн все-таки потерял свой McLaren в последнем повороте. В итоге прокол Кими вывел на пятое место его партнера по McLaren, который со старта возглавлял постепенно редевшую группу из полутора десятков машин, как и в квалификации очень плотно боровшихся за места позади пятерки лидеров. Сначала из этой группы вывалился Ирвайн, которого развернуло в «шпильке» поперек трассы. Затем стремительно стала падать мощность на Renault Баттона. На Minardi Уэббера и Toyota Мак-Ниша отказала гидравлика. У Трулли начала пузыриться резина, и вскоре он вылетел с трассы, борясь с Физикеллой, на которого, как и на Бернольди с Панисом, обрушились проблемы с мотором. Вильнева подвела коробка передач. В итоге из полутора десятков соискателей двух вакантных мест в очковой зоне до финиша добрались лишь пятеро во главе с Култхардом и двумя гонщиками Sauber.

Единственный же человек, у которого на этом Гран При, как и на 16 предыдущих, не возникало, казалось, вообще никаких проблем, в гордом одиночестве первым пересек линию финиша под ликующие крики толпы. В очередной раз у «пятикратного короля» Ф-1 не нашлось достойных соперников, и бороться ему пришлось лишь со своей слабостью перед заколдованной для него трассой «Хоккенхаймринга». Но он победил «злые силы», долгие годы мешавшие ему выиграть домашний Гран При. Впрочем, быть может, все колдовство Хоккенхайма осталось где-то там, на длинных прямых под сенью вековых деревьев Темного леса.

Владимир Маккавеев

Круг за кругом

На стартовой решетке обнаружились неполадки в работе трансмиссии на Ferrari Баррикелло, и бразильцу пришлось срочно бежать в боксы за запасной машиной.

1    М. Шумахер выигрывает старт. Райкконен обгоняет Монтою. Физикелла и Панис пропускают Трулли и Култхарда. По три места выигрывают Баттон и Масса. У Уэббера и Френтцена отказала стартовая система, Марк все же сумел тронуться, а Френтцена механики откатили на пит-лейн, откуда он продолжил гонку, уже отставая на два круга. В «шпильке» отказывает двигатель на Jaguar де ла Росы. Порядок лидеров: М. Шумахер, Р. Шумахер, Баррикелло, Райкконен, Монтоя, Трулли.

2    Сато (13-й) ошибается на стадионе и пропускает Вильнева.

3    Мак-Ниш пропускает Ирвайна на 15-е место. Сало - Уэббера на 18-е.

4    Из-за проблем с дифференциалом и недостаточной поворачиваемости Баттон (10-й) пропускает оба Sauber. Бернольди (16-й) обгоняет Мак-Ниша.

6    У Баттона (12-й) падает мощность двигателя, и в «шпильке» его обгоняют Вильнев и Сато. Там же разворачивает Ирвайна (15-й).

7    Баттон (14-й) пропускает Бернольди, Мак-Ниша и Уэббера.

9    Баттона обгоняют также Сало и Ирвайн.

11  В острейшей борьбе Монтоя (5-й) обгоняет Райкконена и начинает отрываться от финна. Ирвайна (18-й) вновь разворачивает.

12  Култхард обгоняет Трулли (6-й). Физикелла (8-й) дважды ошибается по ходу круга и пропускает сначала Паниса, а затем и Массу.

13  У Трулли начинает сдавать резина - его обгоняет Панис (8-й).

14  В борьбе за 18-е место Ирвайн еще раз обгоняет Баттона.

15  Физикелла (10-й) атакует Массу, застрявшего за Трулли. Фелипе, защищаясь, уходит внутрь поворота и умудряется перетормозить Ярно.

16  Трулли на одном круге пропускает 6 машин и сворачивает на пит-стоп. Попутно Сато (12-й) обгоняет Вильнева, а Сало (16-й) - Уэббера.

19  Френтцен (20-й) завершает гонку в боксах - утечка в гидросистеме.

20  Масса заезжает на пит-стоп и откатывается с 8-го на 17-е место.

21  Сало (15-й) теряет в боксах три позиции, Баттон (19-й) пропускает Трулли.

22  Хайдфельд (9-й) после дозаправки откатывается на 15-е место.

23  Мак-Ниш (12-й) после пит-стопа сходит в «шпильке» из-за поломки мотора. Уэббер (14-й) останавливается в боксах - отказ гидравлики.

24  Вильнев (10-й) и Бернольди (11-й) синхронно посещают боксы.

25  Баттон сходит из-за отказа мотора. Панис (7-й) и Ирвайн (11-й) посещают боксы: Оливье возвращается на трассу 9-м, Эдди -16-м.

26  В боксах Баррикелло (3-й; 8,6). Райкконен (5-й: 9,2) и Сато (8-й).

27  М. Шумахер (1-й) после дозаправки (8,4) пропускает вперед оба Williams.

28  Затянувшаяся дозаправка отбрасывает Физикеллу с 6-го на 13-е место.

29  При въезде на пит-лейн Ральф (8,0) утыкается в возвращающийся в боксы с отказавшей КП BAR Вильнева, теряет на этом несколько секунд и остается 3-м. Култхард (5-й; 7,8) после пит-стопа замыкает шестерку.

30  Монтоя (1-й) последним из лидеров посещает боксы (7,7) и выезжает с пит-лейн 4-м в 12 с позади Баррикелло.

33  Трулли наказан проездом по пит-лейн за игнорирование синих флагов в тот момент, когда его проходил на круг Ральф Шумахер. Масса (8-й) пропускает вперед Хайдфельда.

37  У Райкконена (5-й) на торможении перед «шпилькой» взрывается левая задняя шина. Кими несколько раз вылетает с трассы, но добирается до боксов, правда, повредив при этом днище машины. После замены колес финн возвращается на трассу 14-м и последним. Атакуя Физикеллу, Трулли (13-й) выскакивает на грязный асфальт на стадионе, вылетает на гравий и утыкается носом в отбойник.

40  На входе во второй поворот у Паниса (6-й) отказывает мотор.

42  Второй пит-стоп отбрасывает Массу с 7-го места на 10-е.

43  Сало (9-й) после дозаправки опускается на две позиции.

44  В боксах побывали Хайдфельд (6-й; 9,1) и Сато (7-й).

45  Физикелла (6-й) и Бернольди (10-й) заезжают на дозаправки.

46  Баррикелло (3-й) первым среди лидеров отправился на второй пит-стоп, но механикам долго не удавалось вставить заправочную кишку в горловину бака, из-за чего Рубенс простоял у боксов 21,2 с.

47  В боксы заезжают М. Шумахер (1-й; 8,5) и Ирвайн (11-й). Михаэль возвращается на трассу 2-м, Эдди - 13-м, лидер - Ральф.

49  Ральф (1-й; 7,8) после пит-стопа выезжает на трассу позади Михаэля и Монтои, который в конце круга также сворачивает в боксы (7,4), но возвращается в гонку 3-м. В боксах также Култхард (8,6), который сохраняет 5-ю позицию. У Бернольди (12-й) отказывает мотор.

57  Ирвайн (12-й) вылетает во втором повороте, сворачивает в боксы и сходит из-за проблем с тормозами.

60  Райкконен (11-й) вылетает в последнем повороте и выбывает из гонки. У Физикеллы (10-й) отказывает мотор.

63  Ральф (2-й) заезжает на пит-лейн (7,2, без замены шин и дозаправки) для закачки воздуха в пневмосистему двигателя, что отбрасывает его на 3-е место.

67  М. Шумахер одерживает свою 2-ю победу в Хоккенхайме и 62-ю в карьере. V макс. на прямой у Физикеллы: 326,8 км/ч; быстрейший круг - у М. Шумахера; лучшие результаты на секторах - у Р. Шумахера (1-й: 16,582 с), Монтои (2-й: 35.482 с), Р. Шумахера (3-й: 23,806 с).

Пресс-конференция после гонки

Михаэль Шумахер

За семь лет, что я выступаю за Ferrari, мне впервые удалось выиграть ГП Германии. Это замечательно. Поединок с Ральфом получился очень напряженным, но, думаю, доставил немецким болельщикам массу удовольствия. Жаль, что у Ральфа возникли сложности. Двоим Шумахерам было бы здорово оказаться на верхних ступенях пьедестала, но я уверен, что у нас еще будет такая возможность в будущем. Первый комплект шин стал изнашиваться слишком быстро, поэтому приходилось атаковать изо всех сил, чтобы сохранить преимущество. Поначалу я еще старался сберечь их, но потом отрыв стал сокращаться, и пришлось прибавить. Слава богу, второй и третий комплекты шин проявили себя лучше. Ближе к финишу я несколько сбросил темп и лишь следил за отрывом от преследователей, поддерживая его более-менее постоянным. Ну а когда Ральф свернул в боксы, я еще больше сбросил. После финиша я осмотрел шины на автомобиле Монтои - должен сказать, покрышки Michelin тоже здорово изношены, но все же не так сильно, как наши Bridgestone.

Хуан-Пабло Монтоя

Поединок с Кими Райкконеном вышел просто замечательным! Со старта я ушел хорошо, но потом машина словно завязла - Рубенс стал отрываться, а Кими проскочил вперед. Я терял за ним время, и попросил команду по радио на короткий промежуток несколько увеличить предельные обороты двигателя, чтобы получить преимущество в борьбе. Когда мы выходили из «шпильки», преимущество было на его стороне, но он ошибся в новой секции трассы, и на стадионе мне удалось выйти вперед. Обогнав Кими, я смог поддерживать такой же темп, что и лидеры. Но именно из-за проигранного старта я и не смог поучаствовать в борьбе за победу - ведь отставание уже выросло до 15 секунд.

Ральф Шумахер

Я разочарован. Все сегодня шло не так, как должно было. Круговые не желали меня пропускать, при въезде на пит-стоп я уперся в кого-то, кто еле ехал, а в конце гонки пришлось вновь посетить боксы - что-то было не в порядке с двигателем. Не могу сказать, что Рубенс давил на меня в начале гонки, но Трулли сдерживал меня очень долго, и тогда пришлось действительно внимательно следить за Рубенсом. В остальное время я был сосредоточен лишь на погоне за Михаэлем. Я решил не менять шины во время второго пит-стопа - на новом комплекте всякий раз возникала недостаточная поворачиваемость. А так установился неплохой баланс, и нам не хотелось его сбивать. Шины не слишком износились и без проблем должны были выдержать до финиша. Да, еще во время второй остановки возникло некое недопонимание с механиком, который держит «леденец». Он что-то замешкался, и я решил трогаться без его команды. Но пришлось вновь остановиться. Одним словом, уик-энд - хуже не придумаешь.

Гонка глазами пилотов

Рубенс Баррикелло: Гонка получилась очень сложной. По пути на стартовое поле я почувствовал, что с машиной что-то не в порядке, и решил, что безопаснее будет стартовать на запасной. После старта дела складывались неплохо, но держаться за Ральфом было непросто. Во время второго пит-стопа клапан заправочной горловины не открылся, это стоило мне драгоценных секунд и места на пьедестале. Возвратившись на трассу, я думал лишь о том, как без приключений довести машину до финиша и получить очки в чемпионате.

 

Дэвид Култхард: Уик-энд сложился гораздо хуже, чем в Маньи-Куре, но, думаю, пятое место - это самое большее, что мы могли сделать в этих условиях. На старте я выиграл несколько мест, но затем застрял за Трулли и лишь терял время. Обогнав его, я старался удерживать машину на асфальте и надеялся на ее надежность. Первый комплект шин начал стираться слишком быстро, поэтому на пит-стопе мы внесли некоторые коррективы. На втором комплекте я не уступал в скорости другим пилотам Michelin, но два очка - это максимум, что можно было получить.

 

Ник Хайдфельд: Из-за отказа гидравлики квалификацию мне пришлось проходить на запасной машине, так что местом в первой десятке я остался доволен. Старт вышел достаточно хаотичным - там было так много машин! Я не сразу нащупал верный ритм, но затем все вошло в норму, разве несколько досаждала небольшая недостаточная поворачиваемость. Лишь один раз возникла проблема - я выскочил на траву. Может быть, ошибся сам, а возможно, на трассе оказалось масло. В любом случае, хорошо набрать очки в домашней гонке.

 

Фелипе Масса: В субботу проблемы буквально преследовали меня - шинам не хватало сцепления, в быстрых поворотах машина вела себя нервно, а в медленных возникала недостаточная поворачиваемость. Но сегодня - совсем другое дело. Начало гонки получилось просто фантастическим - пока я оставался впереди Ника, мне удалось обогнать много машин. Думаю, сегодня я доказал, что могу действительно хорошо выступать в Ф-1. Я рад за команду, заработавшую сегодня очередное очко, но, говоря по правде, хотел бы сам принести его в копилку.

 

Такума Сато: Восьмое место - лучшее для меня в Ф-1, как, впрочем, и 12-я позиция на старте, хотя, признаюсь, я рассчитывал все же попасть в первую десятку по итогам квалификации. Жаль, что не удалось пока набрать очки, но я все ближе к ним. Гонка получилась восхитительной - я совершил пару обгонов, которые очень мне понравились. В конце дистанции машина несколько разбалансировалась, но я продолжил гонку.

 

Мика Сало: Квалификация стала для меня сплошным кошмаром - все, что можно, шло не так, как надо. Старт гонки тоже получился не слишком удачным, а в начале дистанции машина здорово страдала от избыточной поворачиваемости. Во время первого пит-стопа мы изменили регулировки переднего антикрыла, и дела пошли лучше. Когда стартуешь с 19-го места, добиться хорошего результата непросто, но сегодня, когда мы столкнулись с проблемой надежности, и просто финиш в гонке - хороший результат для нас.

 

Джанкарло Физикелла: После великолепного результата в квалификации гонка не задалась почти с самого начала. На первом пит-стопе забарахлило сцепление, а затем возникла заминка с передним правым колесом. Я потерял много времени. Обидно, потому что машина сегодня выглядела действительно хорошо. Конечно, я расстроен своим сходом, но команда прогрессирует, и я с нетерпением жду следующей гонки.

к содержанию № 50 (09.2002)

Просмотров: 56