Новости

← к содержанию № 51 (10.2002)

К ИСТОКАМ!

Френтцен возвращается в Sauber

Побывав за последние полтора года пилотом Jordan, Prost и Arrows, Хайнц-Харальд Френтцен вернулся к истокам: немец подписал контракт на сезон-03 с командой Sauber, в составе которой он дебютировал в Ф-1 в 1994 году. Хайнца-Харальда хотели видеть в своих рядах и Jordan, и Toyota, однако полученное еще в середине лета предложение от Петера Заубера показалось ему настолько заманчивым, что он досрочно расторг контракт с Arrows, за которую провел в этом году 11 гонок. И даже не сильно расстроился, когда, посетив базу команды в швейцарском Хинвиле, узнал, что сесть за руль хотя бы на тестах он сможет только в конце этого года. Под рослого немца команда будет готовить новый автомобиль, а нынешний С21 слишком тесен, поскольку проектировался под невысоких Ника Хайдфельда и Фелипе Массу.

Хайнц-Харальд Френтцен: «Когда в 1997 году я уходил отсюда в Williams, то обещал Петеру Зауберу вернуться, и сейчас самое время сделать это. Из всех команд Ф-1, которые были в поле моего зрения, Sauber обладает лучшей технической базой. К тому же здесь я чувствую себя как дома».

 

Уступил место старшему

Масса ушел без конфликта

Интересный факт: Френтнен в 2003 году будет выступать в одной команде вместе с пилотом, родившимся с ним в одном городке. Хайдфельд - также выходец из Мюнхенгладбаха. А уступил место 35-летнему немецкому гонщику Фелипе Масса. Поначалу заговорили о том, что Заубер отказался от услуг молодого Массы из-за конфликта, возникшего между ними после Гран При Германии, где бразильцу пришлось пропустить вперед своего напарника. Однако швейцарец дал понять, что никакого конфликта не было, и руководствовался он не эмоциями, а исключительно прагматическими соображениями: команде нужны стабильные результативные выступления, и опыт Френтцена тут придется как нельзя кстати. Массе Заубер предложил в следующем году поработать тест-пилотом, однако учитывая, что в Sauber испытательной работой традиционно занимаются гонщики «основного состава», это предложение - не более чем попытка соблюсти необходимые в таких случаях приличия.

Петер Заубер: «У меня возникли сомнения относительно того, достаточно ли сильна наша нынешняя пара пилотов Хайдфельд-Масса. Ведь наша цель на следующий сезон - одолеть Renault в борьбе за четвертое место в Кубке конструкторов».

ПОЛНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ

Сало и Мак-Ниш покидают Toyota

Команда Toyota приняла несколько неожиданное решение начать свой второй сезон в Формуле-1 с полностью обновленным составом гонщиков, отказавшись от услуг и Мики Сало, и Аллана Мак-Ниша. Для 32-летнего дебютанта Мак-Ниша это вряд ли стало неожиданностью, а вот Сало был явно не готов к такому повороту событий. Опытный 35-летний финн был настолько расстроен решением Toyota не продлевать контракт с ним на 2003 год, что поспешил объявить о своем уходе из Формулы-1 по окончании нынешнего сезона. Возможно, Мика еще передумает, однако воспользоваться плодами двух лет напряженного труда (в прошлом году - на тестах) в Toyota ему точно не суждено. По слухам, кельнское руководство команды было вполне довольно финским пилотом, однако «большие боссы» из Токио были иного мнения.

Уве Андерссон: «Мы благодарны Мике и Аллану за их работу, которая заложила основы нашей команды. Нам нужно двигаться вперед, но не стоит понимать это решение так, будто мы сомневаемся в их гоночных способностях».

Мика Сало: «Боюсь, что на этом моя карьера в Ф-1 закончена. В любом случае, я не хочу работать тест-пилотом. Быть может, я смогу стать консультантом одной из команд, как Ален Прост в McLaren (в середине 90-х)».

Аллан Мак-Ниш: «Я разочарован, ведь мне пришлось проделать большую и не очень интересную работу, чтобы подготовить команду к дебюту в Ф-1. Сам я доволен тем, как складывается мой первый сезон».

Оливье Панис: «У меня большой опыт выступлений в Ф-1, я даже выиграл одну гонку, но мне этого мало. Я хочу продолжать гоняться, потому что мне еще хочется многое доказать и себе, и другим».

Эдди Ирвайн: «Автомобиль Toyota уступает лидерам по три секунды на круге, а они валят вину на гонщиков. Это глупо. Быть может, они считают Паниса суперзвездой, но очень скоро поймут, что это отнюдь не так».

Поменяли Сало на Оливье

Панис в Toyota

Новым лидером Toyota со следующего года будет другой ветеран Формулы-1 Оливье Панис. 36-летний французский пилот подписал с самой молодой «конюшней» Гран При контракт на два года. Ныне выступающий за BAR Оливье имел весьма призрачные шансы остаться в команде в сезоне-03 и потому без особых раздумий принял предложение Toyota. Кто станет напарником Паниса, пока неизвестно: руководство Toyota хотело бы видеть в команде перспективного новичка и планирует устроить претендентам «очную ставку» на тестах. В числе главных кандидатов на место в команде Энтони Дэвидсон, Фелипе Масса, пилот Ф-3000 Антонио Пиццония и звезда CART Кристиано да Матта.

 

Свадебный генерал

«Хозяин» Ф-1 Берни Экклстоун стал одним из гостей на свадьбе дочери премьер-министра Испании Хосе Марии Оснара Аны. Вместе с Берни в средневековом замке близ Мадрида «гуляли» премьеры Великобритании и Италии: Тони Блэр и Сильвио Берлускони.

Монтоя маневрирует

Колумбиец мечтает о Ferrari

В том, что Хуан-Пабло Монтоя в следующем сезоне будет выступать за команду Williams, мало кто сомневался. И, тем не менее, известие о том, что колумбиец продлил свой контракт с «конюшней» Фрэнка Уильямса, стало поводом для многочисленных дискуссий в «формульных» кругах. Хотя бы потому, что стороны необычайно долго тянули с этой, казалось бы, формальностью. Дело в том, что Хуан-Пабло поставил подпись под трудовым соглашением лишь на 2003 и 2004 годы, наотрез отказавшись заранее стать пилотом Williams в сезоне-05. Не секрет, что в 2004 году заканчивается контракт с Ferrari у Михаэля Шумахера, и после этого немец, возможно, покинет Формулу-1. Выступать за Scuderia мечтает любой гонщик, и Монтоя не является исключением из этого правила: колумбиец никогда не скрывал своего желания однажды выйти на старт Гран При за рулем алого автомобиля.

Фрэнк Уильямс: «В Ferrari не дураки сидят, рано или поздно они сделают Хуану-Пабло предложение, от которого он не сможет отказаться. Я бы очень не хотел потерять его».

Хуан-Пабло Монтоя: «Я, может, и хотел бы выступать за Ferrari, но пока не было ни одного серьезного разговора на эту тему».

 

ЗАГОВОР

McLaren и Williams против Ferrari

Управляющий директор McLaren Мартин Уитмарш предложил команде Williams объединить усилия, чтобы положить конец доминированию Ferrari в Формуле-1. Объединяющим фактором Уитмарш считает покрышки: обе команды используют продукцию Michelin, однако из-за того, что автомобили МР4-17 и FW24 по своей конструкции непохожи друг на друга, то у одной, то у другой «конюшни» возникают серьезные проблемы с шинами.

«К следующему году нам нужно согласовать наши требования, и тогда мы сможем выступать гораздо успешнее, - убежден он. - Конечно, мы соперники, и борьба между нами носит весьма жесткий характер. Но мы прагматичные соперники, и я уверен, что такое сотрудничество возможно. Все дело в доверии». По замыслу Уитмарша, суть стратегического альянса против непобедимых Ferrari и Bridgestone должна заключаться в разделении труда: «Например, ребята из Williams займутся испытаниями покрышек для Монцы, а мы - для Индианаполиса».

Пока неизвестно, что об этом «заговоре» против Ferrari думают остальные клиенты Michelin, некоторые из которых и сами не прочь в ближайшие годы потеснить Scuderia с «формульного» Олимпа.

ПОЛИТИКАН

Бриаторе мечтает о власти

Руководитель команды Renault Флавио Бриаторе мечтает о политической карьере в своей родной Италии. «Я хочу что-нибудь сделать для моей страны», - заявил один из самых предприимчивых тим-менеджеров «большого цирка». В конце 2005 года у итальянца истекает срок действия контракта с Renault, и после этого Флавио, похоже, навсегда покинет Формулу-1. До этого Бриаторе надеется доказать свою состоятельность, сделав Renault чемпионом мира.

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ

Первый русский в автомобиле Ф-1

2 сентября на автодроме в итальянском Фьорано произошло историческое для российского автоспорта событие: Сергей Злобин впервые предстал перед публикой в качестве тест-пилота команды Minardi, став первым россиянином, севшим за руль автомобиля Ф-1. Это стало возможным благодаря поддержке российской компании «Газпром», которая заключила с Minardi спонсорский контракт на ближайшие три года.

Первый день на принадлежащей Ferrari трассе был скорее ознакомительным, а уже во вторник Сергей приступил к серьезной испытательной работе. За рулем автомобиля PS01 образца 2001 года он «намотал» 55 кругов, показав лучшее время 1’09.464. Сергей более десяти секунд уступил принадлежащему Михаэлю Шумахеру рекорду трассы, 57.476.

Впрочем, здесь стоит сделать сразу две оговорки: во-первых, немец показал этот результат за рулем непобедимой Ferrari F2002, а во-вторых, на автодроме во Фьорано только что уложили свежий асфальт, сцепные свойства которого пока далеки от идеальных. Джанкарло Минарди остался доволен работой россиянина. «Для первого раза за рулем автомобиля Формулы-1 это было очень неплохо», - отметил он. Вместе со Злобиным на итальянской трассе работал местный гонщик Маттео Бобби, уже не раз участвовавший в тестах Minardi, и от него Сергей отстал всего на 1,3 секунды. Следующая тестовая сессия с участием Сергея намечена на 18 сентября в Муджелло.

Подробности о контракте «Газпрома» с Minardi и интервью с Сергеем Злобиным читайте в этом номере журнала.

Сергей Злобин: «Этот автомобиль сильно отличается от машины Формулы-3000. Minardi PS01 намного быстрее, у нее очень острое рулевое управление и мощнейшие тормоза».

Пол Стоддарт: «Результаты тестов покажут, будет ли он заниматься второстепенными испытаниями или станет нашим основным тест-пилотом. Перед ним открыты все возможности. Если у этого парня есть потенциал, то мы обязательно поможем ему пройти весь путь».

ДЫМ И ЛЕД

Кими Райкконен демонстрирует характер

Что сделает благоразумный водитель, завидев впереди окутавшее дорогу облако дыма? Наверняка сбавит скорость, а то и вовсе остановится. Но в автогонках Формулы-1 наряду с рассудительностью ценятся бесстрашие и хладнокровие. В квалификации на Гран При Бельгии гонщик команды McLaren Кими Райкконен продемонстрировал, что в полной мере обладает этими качествами и недаром унаследовал от Мики Хаккинена прозвище Ледяной Человек. Кими проходил зачетный круг, когда перед ним, испустив клубы дыма, сгорел двигатель на машине Оливье Паниса. В дыму невозможно было разглядеть остановившийся прямо на трассе автомобиль Паниса, и лишь струйка вылившегося из мотора масла подсказала Райкконену, куда «отполз» автомобиль француза. Молодому гонщику очень не хотелось терять возможность показать хорошее время: Райкконен принял в сторону и спокойно продолжил быстрый круг. Риск оказался более чем оправданным: в Бельгии финский пилот провел лучшую квалификацию в своей карьере, обеспечив себе вторую позицию на старте гонки.

 

«СЕМЕЙНЫЕ» ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Моторы Ferrari вместо Йонга

Команда Minardi сдержала свое обещание перед Алексом Йонгом, позволив ему принять участие в трех последних Гран При нынешнего сезона, однако о выступлениях в 2003 году малайзийцу скорее всего, придется забыть. «Если пилот выступал за мою команду, то он становится частью «семьи» Minardi, так что в любом случае мы не оставим Алекса без работы, думаю, он будет трудиться на тестах», - заявил шеф «конюшни» Пол Стоддарт. По его словам, малайзийские спонсоры не откажутся от сотрудничества с командой, даже если Йонг не будет ее основным пилотом. Сохранение спонсорской поддержки имеет для Minardi принципиальное значение: на деньги из Малайзии вместе с миллионами «Газпрома» к следующему сезону команда, возможно, обзаведется моторами Ferrari.

«ПЕРЕБЕЖЧИК»

McLaren добыл секрет Ferrari

Миграция кадров между командами Ф-1 - обычное дело. Тем не менее, переходы из чемпионской «конюшни» в стан прямых конкурентов всегда вызывают особый интерес. Ведь перетекание информации обещает выравнивание сил и обострение борьбы в чемпионате мира. В помощь главному конструктору Майку Куглану в McLaren пригласили Джона Саттона, который до этого работал в Ferrari. В Маранелло Саттон отвечал за разработку трансмиссии автомобиля F2002. McLaren не замедлит воспользоваться знаниями своего нового сотрудника. Как подтвердил управляющий директор команды Мартин Уитмарш, «корма» образца 2003 года будет опробована на машине МР4-17 уже на одном из двух последних Гран При нынешнего сезона.

Росс Браун: «Джон наверняка помнит, как устроена наша трансмиссия, так что ему будет, что рассказать McLaren. Однако не факт, что они смогут воспользоваться этими данными. К тому же мы не стоим на месте, а секрет успеха Ferrari не в тайной информации, а в том, как работают наши люди».

ГОТОВИТСЯ СМЕНА НЬЮИ?

McLaren усиливает конструкторское бюро

Конструкторское бюро команды McLaren пополнилось сразу двумя опытными специалистами. Пост главного конструктора британской «конюшни» занял бывший технический директор Arrows Майк Куглан. Разговоры о его переходе в «серебряные стрелы» ходили еще с весны, однако лишь к середине августа он смог урегулировать все формальности со своими прежними нанимателями: как известно, в McLaren особенно щепетильно относятся к юридической стороне дела. 43-летний Куглан сменил на посту главного конструктора Нила Оутли, который пошел на повышение, и отныне его должность будет называться «директор по инженерным вопросам». Поговаривают, что в ближайшем будущем Оутли может стать преемником Эдриана Ньюи на посту технического директора команды: в последнее время Ньюи все больше занимается оргвопросами.

Майк Куглан: «Люди в McLaren стремятся к победам, и я всегда мечтал работать в такой атмосфере».

МОСКВА НЕ ЗАБЫВАЕТ О ФОРМУЛЕ-1

Московские власти в очередной раз дали понять, что на планах строительства автодрома в Нагатинской пойме, несмотря ни на что, рано ставить крест. «Ничто не заставит нас отказаться от этого проекта», - заявил вице-мэр российской столицы Иосиф Орджоникидзе. Тем не менее, над нагатинским проектом продолжают сгущаться тучи: до сих пор не решен вопрос с финансированием, а недавно столичное правительство объявило о намерении возвести в непосредственной близости от будущей трассы жилые кварталы.

 

FIA ТРЕБУЕТ ОБЪЯСНЕНИЙ

Arrows прогуливает гонки

Месяц, прошедший с Гран При Венгрии, который команда Arrows была вынуждена «прогулять» из-за финансовых проблем, не прибавил ясности в судьбе многострадальной «конюшни». В Бельгии Arrows провела всю пятницу в полной боевой готовности в боксах автодрома, а вечером объявила, что ей пока не удается завершить продажу команды и (с уже привычной формулировкой «по совету адвокатов») уехала из Спа. При этом одни грузовик и моторхоум «конюшни» прямо из Бельгии направились в итальянскую Монцу, где должен был пройти следующий этап чемпионата. Удивленная таким поворотом событий FIA потребовала от Arrows письменных объяснений ее действий. Таковые были предоставлены и признаны обоснованными, но даже из этой формальности команда попыталась сделать маленькое шоу, отправив документы в штаб-квартиру FIA на пару часов позже установленного крайнего срока.

Американский дядюшка

Arrows ищет спасения за океаном

Информационный вакуум о реальном положении дел в Arrows заполняется слухами о найденном американском инвесторе (которому удалось «обскакать» группу бизнесменов во главе с Крейгом Поллоком, предложившим купить погрязшую в долгах команду за один доллар). Упоминался некий Карл Смит, после чего обнаружилось, что в США существует по меньшей мере два мультимиллионера с такими именем и фамилией. Попытки выяснить что-либо в штаб-квартире принадлежащей одному из них компании AMVEST, не принесли результатов.

TWR ВНЕ ОПАСНОСТИ

Проблемы команды Arrows никак не скажутся на деятельности компании TWR Group. «Хотя и Arrows, и TWR базируются в техническом центре в Лифилде, а председателем совета директоров обеих компаний является один человек - Том Уокиншоу, в действительности это две абсолютно независимых фирмы, - пояснил директор по связям с общественностью TWR Ричард Хейс. - Как бы ни сложилась ситуация с Arrows, это не повлияет на работу TWR». Как известно, именно TWR вызвалась заниматься техническим обеспечением строительства автодрома в Нагатинской пойме. Правда, до сих пор реальное участие этой компании в московском проекте ограничилось сверлением пресловутых скважин для проб грунта в Нагатино год назад.

ПОКА СУД ДА ДЕЛО

Уокиншоу платит по счетам

Спустя еще неделю в суде английского города Лидс должны были состояться слушания по иску одного из многочисленных кредиторов Arrows, компании Champion Recruitment, однако буквально за день до этого команда предусмотрительно погасила свою сравнительно небольшую задолженность перед ней. И хотя вслед за этим кредитором выстроилась целая очередь из других, адвокатам Arrows удалось убедить суд предоставить «конюшне» еще месяц для завершения сделки с таинственным американским инвестором. «Мы расскажем вам обо всем, когда у нас будет о чем рассказать», - такое заявление Arrows распространила перед Гран При Италии.

 

ARROWS РАЗБЕГАЕТСЯ

С тонущего корабля бегут все

Команде Arrows, возможно, удастся решить свои финансовые проблемы, однако после этого ее руководство наверняка столкнется с кадровыми. Вслед за гонщиком Хайнцем-Харальдом Френтценом и техническим директором Майком Кугланом «Стрелы» покинул и конструктор Роб Тейлор. По иронии судьбы, Тейлор занял тот же пост, что и Куглан, став главным конструктором. Правда, не в McLaren, а в Jaguar. В «дикой кошке» он сменил Джона Расселла, под руководством которого был создан оказавшийся неудачным автомобиль R3 образца 2002 года. Между тем 200 рядовых сотрудников Arrows продолжают надеяться на лучшее, даже несмотря на то, что Том Уокиншоу не смог заплатить им зарплату за июль.

«Гран При Pentium 4» шагает по стране

Выставка «Центр цифровой Вселенной», а вместе с ней и виртуальная гоночная серия «Гран При Pentium 4», открывают для себя все новые города. На этот раз с последними достижениями крупнейшего в мире производителя микропроцессоров - компании Intel -знакомились жители Екатеринбурга. Уральцы не обманули ожиданий организаторов - за пять дней работы выставки (с 15 по 19 августа) Театр Эстрады, где была развернута экспозиция, посетили более 30 тысяч человек - почти столько же, сколько в Самаре, Ростове-на-Дону и Тюмени, вместе взятых.

Более 600 счастливчиков попробовали свои силы и за рулем «виртуального гоночного автомобиля». Час за часом претенденты утюжили киберасфальт «А1-Ринга», и быстрейшим в итоге стал 18-летний студент Уральского лесотехнического института Илья Силаев. Показанный им результат - 1’13.940- оказался лишь на несколько десятых секунды лучше времени 31-летнего Александра Куликова из Верхней Пышмы (1’14.299). А вот от всех остальных участников пара лидеров екатеринбургского этапа «Гран При Pentium 4» оторвалась значительно. Даже отставание занявшего третье место Сергея Константинова составило более полутора секунд. Впрочем, и результата 1’15.896 Сергею хватило, чтобы стать обладателем новенького цифрового фотоаппарата.

Виртуальная гоночная серия близится к своему завершению - до финиша осталось лишь два этапа - в октябре «Центр цифровой Вселенной» и этап «Гран При Pentium 4» состоятся в Нижнем Новгороде, а в ноябре - в Санкт-Петербурге. Кто именно получит приглашение на финал чемпионата, который пройдет в конце декабря в Москве, и устоит ли рекорд серии, показанный 15-летним воронежцем Александром Пономаревым (1’12.625), мы узнаем совсем скоро.

​​​​​​​

ЛИНИЯ ЛИНИИ РОЗНЬ

Тонкости правил

Международная автомобильная федерация (FIA) попыталась внести ясность в правила движения на выезде с пит-лейн, который, как правило, отделен от самой трассы белой линией разметки. «Белая линия разметки нанесена для того, чтобы исключить выезд автомобилей, покидающих пит-лейн с заведомо более низкой скоростью, на гоночную траекторию», - говорится в распространенном FIA заявлении.

В этом году во время гонки на Гран При Франции сразу несколько пилотов за наезд на эту самую линию получили штраф, а, например, на Гран При Венгрии за аналогичное нарушение никто наказан не был. «На ряде автодромов, например, в Имоле и Будапеште, необходимости в соблюдении правила белой линии нет, так как при попытке сразу же выехать с пит-лейн на гоночную траекторию пилот лишь потеряет скорость, - объясняет Федерация свою позицию по данному вопросу. - Вообще же директор гонки всегда уведомляет команды о том, как будет применяться данное правило».

← к содержанию № 51 (10.2002)

Просмотров: 39