Гран При Италии

к содержанию № 52 (11.2002)

Гран При Италии

 

Скорость и страсть Монцы

 

Маленькие люди над беснующимся морем. Над красным морем. Их жесты неуемной радости кажутся немного нелепыми на фоне этой бурлящей стихии. Но именно они, маленькие люди в красном, всколыхнули эту бездну страстей. Именно в их честь клокочет внизу торжествующая ярость и перекатывается ликующий шум. Это повторяется здесь всякий раз после побед Ferrari. Не важно, выигрывает ли эта команда чемпионат за явным преимуществом или безнадежно проваливает сезон. Здесь всегда ждут ее победы. И когда это случается, красная лава на трибунах закипает и выплескивается на трассу.

В этом году среди прочих новшеств на автодроме в Монце появился новый подиум. Теперь он выступает прямо над стартовой прямой, которую после финиша традиционно заполняют болельщики. И Рубенс Баррикелло вместе с Михаэлем Шумахером, Рори Бирном и Эдди Ирвайном делились своей радостью не с кучкой механиков и фотографов внизу, а непосредственно с народом. И каким народом!

Монца, пожалуй, единственное место, где болельщиков «прочих» команд могут и поколотить. Или бросить камень в автомобиль с «вражеским» логотипом, как произошло в этом году с одним из командных автобусов McLaren. Поэтому даже наперсточники в Королевском парке делали свой бизнес, с ног до головы облачившись в красное. А коробочки, под которыми перекатывался пресловутый шарик, украсили крохотными жеребчиками. Интересно, что один из «кидал» завлекал наивных жертв, повторяя словно попугай заученную где-то фразу по-русски: «Покажи деньги! Покажи деньги!» И его мелкий бизнес процветал - только успевай принимать ставки. Словом, страсти у местной публики в крови. А уж когда речь идет о дубле Ferrari, тут все выходит через край.

«Мы повсюду видели прибывающие толпы. Это было невероятно! - дивился Рубенс Баррикелло. - Сколько хватало глаз на стартовой прямой двигались люди. На новом подиуме мы оказались с ними совсем рядом. Еще шаг, и можно было, словно рок-звезда, прыгнуть в самую их гущу».

Пятница, 13-е

Общий фон

А начинался уик-энд на редкость спокойно. Несмотря на то, что первый день заездов, пятница, был помечен «роковым» 13-м числом, ничего страшного в этот день не произошло. Утро выдалось сырым и пасмурным. В лагерях болельщиков на лужайках Королевского парка царили разброд и шатание. Хмурые фаны, кряхтя «после вчерашнего», вылезали из своих берлог. Некоторые тащили раскладушки прямо из-под бетонного свода старого трека Монцы. Ночью шел дождь, но к утру асфальт на трассе был практически сухой, хотя в парке грязи хватало.

Постепенно оживал и паддок. Инженеры и механики бодро топали к «проходной». Тут же толпились фотографы в ожидании прибытия гонщиков. Некоторые из пилотов, как Йонг и Масса, добирались через весь Королевский парк пешком. Причем редко кто из зевающих болельщиков хотя бы просто оглядывался им вслед, удивленно протирая заспанные глаза. Другие, как Дэвид Култхард, - подъезжали к воротам «гоночного городка» на автомобилях, с трудом пробиваясь сквозь толпы аплодирующих, словно в опере, итальянцев.

Не менее «захватывающие» события происходили и на трассе. Остатки дождя на асфальте заставили некоторые команды распаковать промежуточную резину. Тем не менее, автомобили заметно скользили в поворотах. Ральф Шумахер продемонстрировал уверенный дриблинг между пенопластовыми заграждениями, срезая первую «эску». Монтоя помахал кулаком Физикелле, пересекшему ему путь. Во второй половине заездов Култхард немного позабавил публику, разбив машину. Вот и все происшествия.

По-настоящему болельщики оживились лишь в самом начале, когда в воротах гаражей, опять же зевая, появился Михаэль. Тут же на трибуне напротив развернулось алое полотнище в виде сердца Ferrari и вскоре опять скрылось. Это был первый, еще слабый порыв того шквала, который разразится здесь в воскресенье. Тренировка превратилась для Шумахера в сплошные круги почета. Так активно приветствовали каждый его проезд трибуны. Михаэль так старался, что на его автомобиле даже проплавился кожух тормозов. Кстати, технический директор Ferrari, Росс Браун, в этот день на автодроме вообще не появился, сославшись на боли в спине, возникшие после велосипедной прогулки. В свое кресло на командном мостике грузный Росс взгромоздился только в субботу со словами: «Я не создан для велосипеда».

Конечно, пятница, 13-е - все это лишь предрассудки. Однако спокойно это день прошел далеко не для всех. Трудно поспорить с утверждением, что удача - очень важная составляющая успеха в спорте. Пример Рубенса Баррикелло в этом сезоне ярко подтверждает этот тезис. Не раз бразилец блестяще проводил все тренировки и квалификации, но лишь затем, чтобы заглохнуть на старте или сломаться где-то на дистанции. Поэтому во второй половине сезона Рубиньо решил применить иную «тактику». Он старается исчерпать «запас невезения» еще до старта гонки. Вот и пятница началась с того, что фамилия бразильца оказалась на самой нижней строке протокола. Проблемы с тормозами не позволили Рубенсу сделать больше двух кругов в первой половине тренировки. После перерыва Баррикелло поднялся, правда, на вторую строчку, но неприятности его на этом не кончились. На утренней тренировке в субботу именно на Ferrari Баррикелло ни с того ни с сего погорел сверхнадежный в этом сезоне двигатель. Да и четвертое место в квалификации, показанное в условиях, когда окончание заездов было скомкано красными флагами, тоже, в принципе, можно назвать невезением.

Страсть Монцы

Расстановка сил

Настоящая страсть Монцы - это скорость. Такой изначальный характер этой трассы, который не смогли изменить все последовавшие перестройки. Да, в Монце случались самые ужасные аварии. Но именно здесь состоялась и самая быстрая гонка в истории Ф-1 - Гран При Италии 1971 года, когда Питер Тетин на BRM промчался от старта до финиша со средней скоростью 242,616 км/ч. С тех пор трасса изменилась. На ней появилось множество «эсок», сбивших скорости автомобилей. Но менялись и сами машины. Они становились все быстрее. Расчеты показывали, что в 2002 году один из самых старых рекордов Ф-1 будет побит. Разумеется, Ferrari выглядела явным фаворитом. Но многие взгляды с надеждой обращались и на команду Williams.

«Скоростные трассы в последнее время подходят нам лучше всего», - поделился своим мнением Патрик Хед. Источник этого оптимизма известен - моторы BMW, стоящие на автомобилях этой команды. Еще в пятницу баварские двигателисты объявили о преодолении очередного рубежа - впервые силовой агрегат Формулы-1 «выдал» на трассе выше 19 000 об/мин. В качестве «справки», подтверждающей это достижение, инженеры даже показали компьютерный график. На нем красовалась эффектная цифра - 19 050. Это 317 оборотов в секунду! А в переводе на единицы мощности - 900 л.с.

Есть в составе команды и гонщик, способный реализовать превосходство в мощности. Год назад Хуан-Пабло Монтоя праздновал в Монце свою первую и пока единственную победу в Ф-1. В субботу утром на тренировке колумбиец в самой последней попытке опередил Михаэля Шумахера на - считайте нули - 0.009 с. А в самой квалификации колумбиец «привез» немцу уже солидные 0.257 с. И установил при этом новый рекорд средней скорости квалификационного круга, побив достижение Кеке Росберга - 258,983 км/ч, показанное 17 лет назад в Сильверстоуне-85 на Williams с турбодвигателем Honda. Монтоя выдал 259,827 км/ч. Вот такая вот «средняя» скорость.

Ральф Шумахер стал лишь третьим, уступив старшему брату совсем чуть-чуть - 0,021 с. Кстати, обратил на себя внимание эпизод, когда гонщики Williams затеяли что-то вроде внутрикомандной разборки на пит-лейн. Однако позже все объяснилось простым недоразумением: «Я забыл включить ограничитель скорости и резко тормознул, достигнув 60 км/ч», - рассказывал Хуан. «Когда он замедлился, я не понял, что происходит, и просто попытался проехать. Вот и все», - пожимал плечами Ральф.

Эта толкотня возникла после возобновления заездов, прерванных красными флагами. За 2’14 до окончания квалификации Сато попытался проскочить в Roggia мимо замедлившегося Райкконена. Однако задумчивый финн не заметил этого и, сместившись к бровке, сначала выжал Jordan на траву, а потом и вовсе отправил в отбойники. За эти маневры судьи сняли с Райкконена его лучшее время, в результате чего финн потерял одно место на стартовом поле, на которое переместился... Эдди Ирвайн!

В Монце ирландец еще более эффектно, чем Баррикелло, подтвердил тезис о важности везения в спорте. Все три дня гоночного уик-энда пилот Jaguar провел один другого лучше. И если его четвертое место в пятницу все посчитали обычным «фокусом» середняка, стремящегося хоть на минуту обратить на себя внимание (слил топливо и надел свежие шины), то шестое время в квалификации уже явно говорило о прогрессе команды. И все же успех, выпавший на долю Эдди по итогам этого Гран При, не назовешь иначе как невероятным. Невероятным везением.

13.09.2002. Пятница. Тренировка

Первая часть. 11.00-12.00

00-15 мин. Трасса сырая, поэтому пробный круг гонщики совершают на промежуточной резине. Затем Сало и вовсе выезжает на дождевых покрышках. Тренировку начинают гонщики Minardi, Уэббер быстрее - 128.004.

15-30 мин. Ирвайн - 1’25.142, но это время тут же перекрывает Ральф (1’24.980), а Михаэль еще на полторы секунды быстрее - 1’23.524. Выезжает на трассу Масса - впервые гонщик использует HANS во время этапа чемпионата. Монтоя 2-й - 1’23.668, а де ла Роса 3-й (1’24.281). Култхард превышает скорость на пит-лейн (77 км/ч, штраф $8500), а затем выскакивает на гравий. Баррикелло не покидал боксов после пробного круга - у его Ferrari проблемы с тормозами.

30-45 мин. М. Шумахер сбрасывает еще - 1’23.347, а затем 1’23.074 - это уже менее чем в секунде от рекорда трассы в квалификации. Оба Jaguar в первой четверке (у Ирвайна 1’24.938)! Пытаясь прибавить еще, Эдди ошибается на третьем секторе.

45-60 мин. М. Шумахер продолжает убыстряться - 1’22.869. Масса и Ирвайн попеременно занимают 4-е место, но обоих обгоняют Ральф (1’24.115; 3-й) и Трулли (1’24.800; 5-й). На счету Баррикелло так и осталось лишь два пройденных круга.

Вторая часть. 13.00-14.00

00-15 мин. М. Шумахер не удерживается на асфальте в Ascari, но продолжает тренировку. Райкконен 3-й (1’23.828), а вот Култхард вылетает между 1-м и 2-м Lesmo, пытается вернуться, но врезается в барьер. Де ла Роса ошибается в Parabolica, испанцу удается вернуться на трассу, но днище Jaguar повреждено. Баррикелло показывает 1’28.844 (он по-прежнему 20-й). Михаэль - 122.477.

15-30 мин. Ирвайн 2-й - 1’23.460! Монтоя вылетает в Ascari, но продолжает тренировку. Баррикелло, наконец, «вкатывается» - 1’23.065 (2-й). Йонг (19-й) вылетает в Ascari и задевает барьер задней частью автомобиля. Желтые флаги мешают Ирвайну, который шел с улучшением.

30-45 мин. Мак-Ниш испытывал систему старта, когда КП «зависла» на 1-й передаче. Монтоя и Физикелла едва не сталкиваются, а в первой «эске» не поделили дорогу Сато и Вильнев - оба блокируют колеса, а японец срезает поворот. Возвращаясь в боксы, Жак превышает скорость (76 км/ч, штраф $8000). Баррикелло 2-й - 1’22.664.

45-60 мин. Райкконен (3-й) выскакивает на гравий в 1-м Lesmo. У автомобиля Сато перебои в системе зажигания, а на BAR Вильнева утечка в гидросистеме. Улучшают результаты Сало (1’23.925; 6-й) и Баррикелло (1’22.658; 2-й). Паре Ferrari все уступают минимум полсекунды.

14.09.2002. Суббота. Тренировка

Первая часть. 9.00-9.51

00-15 мин. После пробного круга гонщики не спешат на трассу. Лишь на 10-й минуте пилоты Minardi начинают тренировку. Уэббер быстрее - 1’26.229, его опережает Сато - 1’25.718, но обоих отодвигает назад М. Шумахер (1’22.538).

15-30 мин. Райкконен 2-й - 1’23.636, его обгоняют оба Williams (Монтоя - 1’22.770, Р. Шумахер - 1’22.965). В Curva Grande отказывает мотор на машине Баррикелло. Красные флаги - чтобы убрать Ferrari и очистить асфальт от пролившегося масла, потребовалось 6 минут. Уэббер ошибается в первом Lesmo. Лишь Ирвайн еще не проехал ни одного круга на время, а де ла Роса с начала тренировки ездит на запасной машине, у которой не в полном порядке дифференциал и барахлит электроника. Монтоя 2-й - 1’22.582. М. Шумахера крутит во 2-й «эске».

30-45 мин. Ирвайн показывает 4-е время. Михаэль с рекордом двух первых секторов улучшает - 1’22.110 - это быстрее прошлогоднего поула. Райкконен 3-й (1’22.899), но вскоре его обгоняет Култхард (1’22.663). Баррикелло 19-й, а его место в шестерке занимает Ирвайн. Хайдфельд выскакивает с трассы на быстром круге, а BAR Вильнева останавливается в Lesmo - отказ сцепления. Под клетчатым флагом Монтоя улучшает - 1’22.135 - но остается 2-м.

Вторая часть. 10.15-11.00

00-15 мин.  Ральф выезжает первым и показывает 4-й результат (1’22.737). Механики Sauber устраняют неисправность привода на машине Массы. Мак-Ниш выскакивает на гравий в 1-м Lesmo, а Баттон ошибается в Parabolica - машина совершает несколько разворотов и увязает в гравии. Баррикелло и Вильнев пока не покидали боксов.

15-30 мин. Михаэль еще быстрее - 1’21.328! Култхард опаздывает с торможением в первой «эске» и срезает ее. Монтоя ставит рекорд первого сектора и всего круга - 1’21.319. Райкконен 3-й (1’22.220).

30-45 мин. Наконец покидает боксы Баррикелло (механики переставили мотор с запасной машины), а Р. Шумахер показывает 1’21.764 (3-й). Михаэль срезает Prima Variante. Пилоты Jaguar 7-й и 6-й, а Баррикелло показывает 8-й результат (1’22.951). Трулли разворачивает в 1-й «эске». Монтоя не удерживается на асфальте, но быстро возвращается. Баррикелло все быстрее - 1’21.754 (3-й).

14.09.2002. Суббота. Квалификация

13.00-14.06

00-25 мин. Асфальт нагрелся уже до 32 °С. На девятой минуте квалификацию начинает Уэббер (1’24.960), за ним боксы постепенно покидают и остальные пилоты. Первый серьезный ориентир у Райкконена - 1’22.530. Баррикелло блокирует колеса перед первой «эской». Впереди гонщики Williams: Ральф - 1’21.365, Монтоя - 1’21.162 (у Williams новый квалификационный мотор).

25-35 мин. М. Шумахер проходит второй быстрый круг подряд - 1’21.016. Де ла Роса 4-й (1’22.078). Лишь на 32-й минуте боксы покидает Баррикелло и сразу показывает 1’21.225 (3-й). Култхард пока лишь 8-й (1’22.256 - Дэвид ошибся в Seconda Variante).

35-45 мин. Михаэль уже быстрее 1’21 - 1’20.730, но следом финишную черту пересекает Ральф - 1’20.542! Монтоя не может угнаться за Шумахерами - 120.715 (3-й). Сато срезает вторую «эску». Вильнев, на BAR которого новая версия двигателя, 8-й (1’22.126).

45-55 мин. Улучшают время Култхард (6-й) и Райкконен (5-й). Р. Шумахер даже с рекордом третьего сектора пока медленнее собственного лучшего времени (сказалась ошибка в Lesmo). Ирвайн, несмотря на небольшую ошибку, обгоняет Култхарда (1’21.723; 6-й - механики Jaguar устранили неисправность КП), а Монтоя - всех разом - 1’20.264. М. Шумахер сбрасывает лишь чуть-чуть (1’20.718; 3-й), а затем все же опережает брата - 1’20.521.

55-60 мин. Райкконен на разгонном круге не поделил дорогу с Сато перед Seconda Variante. Машины сталкиваются, судьи вывешивают красные флаги, что мешает многим гонщикам, в частности обоим пилотам Williams, Култхарду, Ирвайну. Квалификация остановлена на 6 минут, у пилотов есть в запасе лишь 2’14. Почти все на трассе, но улучшают результаты лишь Ирвайн и Трулли, причем только Ярно выигрывает позиции - итальянца «разогнал» Баттон. Хайдфельд выскакивает на гравий во 2-м Lesmo. Лучшие сектора у М. Шумахера (1-й: 25.874), Монтои (2-й: 27.408) и Р. Шумахера (26.831). V макс. в конце стартовой прямой развил Физикелла - 360.3 км/ч.

15.09.2002. Воскресенье. Разминка

9.30-10.00

00-10 мин. После проверки основных и запасных машин разминку открывает Монтоя (1’27.892). Его товарищ по команде пока тоже не очень быстр - 1’26.241. Баррикелло 2-й (1’26.798). Рекорд трассы в гонке - 125.073. У де ла Росы отказывает КП.

10-20 мин. Ральф - 1’25.349, следом за ним гонщики Ferrari (1’25.554 и 1’25.366). Сато выскакивает на гравий. BAR Вильнева глохнет на выезде с пит-лейн - гонщику приходится самолично толкать машину обратно. Сало выезжает на запасной машине - у основной проблемы с трансмиссией.

20-30 мин. Баррикелло быстрее всех на втором секторе, но ошибается в Ascari и не улучшает время круга. Р. Шумахер еще быстрее (1’24.480), за вторую строчку борются Монтоя и Баррикелло, Рубенс быстрее 1’24.636. М. Шумахер улучшает уже под клетчатым флагом, но остается 4-м (1’25.137).

Назло рекордам

Гонка

Старт гонки прошел чрезвычайно живо. Монтоя слегка замешкался («Мой двигатель едва не заглох») и в первую очередь озаботился тем, чтобы не пропустить Шумахера-старшего, для чего сразу очень крутым маневром пересек немцу траекторию. В результате перед Шумахером-младшим оказалась открытая трасса, и он легко поравнялся с товарищем по команде. Михаэль, зажатый двумя Williams, потерял темп и в свою очередь оказался позади Баррикелло. Лидер Ferrari уступил второму гонщику команды без малейшего намека на сопротивление. А вот колумбиец не для того прижимал одного Шумахера, чтобы пропустить второго, пусть и выступающего в одной с ним «конюшне». Их борьба в первой «эске» была предельно жесткой, и Хуан вынудил Ральфа срезать поворот. В результате чего последний вышел в лидеры!

Ситуация была неясной. С одной стороны, Ральф допустил явное нарушение, с другой - сделал это вынужденно, да к тому же половина автомобилей в первом повороте невольно последовала примеру гонщика Williams. Команда немедленно обратилась за разъяснениями к директору гонки. Чарли Уайтинг, вот уже много лет выполняющий на Гран При «полицейские» функции, ответил, что Шумахер-младший должен как можно быстрее пропустить Монтою, иначе его постигнет судейская кара. Однако выполнить эту «рекомендацию» в Williams не успели.

Монца - это не только скорость. 70% круга здесь проходится в режиме «газ» в пол. И в условиях гонки этот фактор предъявляет исключительные требования к надежности силового агрегата. «Рекордсмен»-BMW на автомобиле Ральфа Шумахера выдержал меньше 4 кругов и задымил - падение давления в пневмосистеме клапанного механизма. Причем этот прискорбный инцидент произошел с запасной машиной, на которую Ральф пересел непосредственно перед гонкой после того, как на его основном автомобиле также возникли неполадки с подачей топлива. Возможно, клубы дыма на трассе привели Хуана-Пабло в секундное замешательство, чем немедленно воспользовался Баррикелло, разом пройдя обоих пилотов Williams. А еще через круг Монтою обошел и Михаэль Шумахер. Это был даже не обгон. Немец просто объехал колумбийца на стартовой прямой. В дальнейшем Монтоя с удручающим однообразием уступал Михаэлю Шумахеру секунду на каждом круге, а Баррикелло - две. Закончилась гонка для Монтои поломкой подвески на 33-м круге.

Для того чтобы понять, что произошло с героем «вчерашнего дня» в гонке, необходимо совершить небольшой экскурс в очередной раунд шинной войны, состоявшийся в Монце. Bridgestone и Michelin привезли в Италию спецификации резины, специально разработанные для этой трассы. Особое внимание было уделено теплостойкости, поскольку в Монце основную проблему составляет не столько механический износ, сколько долговременное воздействие на резину повышенных температур. На здешних длинных прямых шины нагреваются значительно больше, чем на других трассах. Учитывая преимущество Ferrari в этом сезоне, специалисты Bridgestone в первую очередь озаботились именно надежностью шин. A Michelin пришлось думать и о скорости, делая резину более мягкой и быстрой. В результате в условиях гонки японские шины показали себя безупречно. Правда, на их прогрев уходила пара-тройка кругов. В то время как Michelin включались в работу сразу, что давало преимущество на старте и в квалификации. Именно поэтому Михаэль Шумахер применял в субботу тактику сдвоенных и даже строенных быстрых кругов в одной попытке, но так и не сумел превзойти результат Монтои.

Увы, в гонке шин Michelin хватило всего на четыре круга. А ведь поначалу казалось, что Williams на хорошем ходу: Ральф уверенно поддерживал небольшой, около секунды, отрыв, а Монтоя успешно отбивался от атак Баррикелло, чье явное преимущество в скорости впоследствии нашло свое объяснение. Однако затем что-то происходит. Шины просто не держат Williams на трассе. Это видно было даже визуально по тому, какую ошибку совершил Хуан-Пабло под давлением Шумахера, срезав Prima Variante. После этого обе Ferrari уносятся вперед, а Монтое потребовалось 15 кругов, чтобы его все более легкий автомобиль достиг темпа, показанного на свежих шинах сразу после старта. По крайней мере, еще один раз колумбиец выскакивал за пределы трассы, и поломка подвески, поставившая крест на гонке Хуана-Пабло, возможно, стала результатом слишком грубых атак на бордюрные камни на автомобиле, чьи шины плохо держали дорогу.

Михаэль Шумахер так легко пропустил на старте Баррикелло не только по причине собственного благодушия. В общем, такое развитие событий входило в планы команды. Рубенс вышел на старт со значительно меньшим запасом топлива. Почему бразилец предпочел тактику с двумя дозаправками, понятно. Четвертое место на старте заставляло думать об атаке. А делать это сподручнее на легкой машине. Подобный план всегда рассматривался как более рискованный, но именно он в конце концов и принес успех Баррикелло. Не стало ли это результатом внутрикомандного «расписания»? Трудно сказать. Если Шумахер и сбросил темп перед тем, как оказался прямо за спиной бразильца после его второго пит-стопа, то совсем чуть-чуть и лишь после окончательного схода Монтои. Так что победу Баррикелло вряд ли следует называть сфабрикованной. Рубенс стабильно шел на секунду быстрее Михаэля и затем оторвался от него на 18 секунд!

К 34-му кругу вообще возникла ситуация, когда все гонщики, кроме Шумахера и Ирвайна, отставали от Рубенса на круг. Да и Эдди уже еле-еле цеплялся за самый край этого круга перед самым носом Ferrari Баррикелло. Но тут темп красных автомобилей резко упал. Сначала в один круг с лидером вошел Баттон. Затем Баррикелло обогнали Панис, Физикелла, Култхард, Вильнев, Хайдфельд... На последних кругах Рубенс замедлился уже просто до неприличия. Неужели вновь последует приказ из боксов? Но нет. За три круга до финиша Росс Браун демонстративно начинает кушать банан: мол, никаких распоряжений, у меня даже рот занят. А гонщики Ferrari лишь сомкнули строй для эффектного командного финиша. Но, несмотря на все эти маневры, третьего призера гонки пришлось ждать на финише почти минуту! И это был Эдди Ирвайн.

Феноменальное везение гонщика Jaguar в этот день началось еще до старта. И выражалось оно, как водится, в неудачах соперника. Еще до старта установочного круга заглох Renault Трулли. В результате итальянец ушел в гонку с последнего места. На первых же кругах Ярно обогнал девять автомобилей, в том числе и своего товарища по команде Баттона. После пит-стопов Баттон, правда, оказался впереди. Но Трулли шел быстрее, и команда попросила Дженсона пропустить Ярно. Пилот Renault финишировал за спиной Эдди всего в шести секундах! А если бы не заминка на старте?

Старт Эдди провалил. Но и это оказалось для него к лучшему. Вперед выскочили Райкконен и Култхард. Однако подобная прыть закончилась для них столкновением. И шотландец отправляется в боксы за новым передним антикрылом. А Эдди, спокойно посмотрев на все это со стороны, мертвой хваткой вцепился в «хвост» Райкконена. Всю первую половину гонки ему удавалось держать темп McLaren, сохраняя безопасную дистанцию от преследующей его очень плотной группы гонщиков во главе сначала с Панисом, а затем - Сало. Между тем пилотов, оказавшихся перед Эдди, продолжали преследовать несчастья. Сначала сгорел двигатель на McLaren Райкконена, затем выбыл Монтоя. Наконец, стоило Toyota Сало во время дозаправок оказаться впереди Jaguar Ирвайна, как, выезжая из боксов после своего пит-стопа, он наезжает на сплошную белую линию и получает штрафной проезд по пит-лейн.

Впрочем, второму гонщику Toyota повезло еще меньше: Мак-Ниш выбыл из-за поломки подвески. Выдвинувшись на третью позицию, после пит-стопа Эдди поехал «так медленно, как только мог», оберегая тормоза. Его обошел было Панис, но второй пит-стоп отбросил гонщика BAR на шестое место. Впрочем, тактика двух дозаправок, похоже, в этом году в Монце была более выгодной. Стартовав 16-м, Оливье с ходу прошел шесть автомобилей, а затем расправится с обеими машинами Toyota. А вот второй пилот BAR, Жак Вильнев, с единственным заездом в боксы как стартовал, так и финишировал девятым.

Но главное, в чем повезло Ирвайну в Монце, - с его автомобилем ничего не случилось, Второй же гонщик Jaguar был далеко не столь удачлив. Неисправность коробки передач в первом повороте отбросила де ла Росу на 15-е место. На 15-м круге он опережает Массу, срезая первую «эску». Но вместо того чтобы подождать решения судей, бразилец решает учинить собственную расправу и идет на обгон в Ascari. Автомобили сталкиваются и со сломанными подвесками останавливаются на обочине. Виновным в столкновении был признан Масса, за что и подвергся впервые в истории новому штрафу - на старте следующего ГП в Индианаполисе его автомобиль будет отодвинут на десять позиций назад.

Седьмым на финиш пришел Дэвид Култхард, отыграв полкруга отставания после стартовой аварии и обогнав под занавес Вильнева и Физикеллу. Погоня за Панисом успехом не увенчалась. Впрочем, эта борьба привлекла не больше внимания трибун, чем бесцветный финиш на 12-м месте Jordan Сато или окончание гонки в исполнении Йонга, простоявшего пять кругов в боксах с отказавшей электроникой. Но, повторю, мало кто следил за этими событиями. Все глаза в этот момент были обращены на красные автомобили.

Финишный дубль Ferrari был великолепен. Однако результатом этого «парного катания» стало то, что один из старейших рекордов чемпионата мира устоял. Средняя скорость Рубенса Баррикелло - 241,090 км/ч - оказалась третьей в истории Ф-1. Правда, Михаэль Шумахер в Монце поднял на новую высоту планку своего прошлогоднего достижения - максимальное количество очков за один сезон. Но нет сомнений, что этот результат еще будет корректироваться до конца года.

Впрочем, ликующие толпы мало волновали рекорды. В голове у всех у них, словно красная лампочка, сияла только одна мысль: это - победа! Победа!! Победа!!!

Что касается рекордов... Стоит ли огорчаться? Ведь еще в пятницу Пэт Симондс, технический директор Renault, сказал: «На самом деле самой быстрой в истории должна стать гонка следующего года». А Хуан-Пабло Монтоя добавил: «Возможно, в следующем году рекорд скорости здесь будет снова побит. А потом будет обновляться вновь и вновь до тех пор, пока мы будем гоняться в Монце».

Леонид Ситник

Продолжение здесь...

к содержанию № 52 (11.2002)

Просмотров: 51