Предел мечтаний, или Самый скучный сезон

← к содержанию № 53 (12.2002)

Предел мечтаний, или Самый скучный сезон

Мало кто будет спорить с утверждением, что даже в таком избранном спорте как Формула-1 Ferrari занимает совершенно особое место. Энцо Феррари - основатель команды из Маранелло - был максималистом. Он не просто мечтал о победах. Он мечтал, чтобы его автомобили выигрывали все гонки, в которых участвовали. И в сезоне-2002 его мечта практически воплотилась в реальность. Но и триумфы надоедают, если их череде нет конца. И мечта, доведенная до предела, становится абсурдом. Но главное - без борьбы нет победы. Значит ли это, что все достижения Ferrari этого года в значительной степени обесценились? Конечно, нет. Но, увы, это значит, что болельщики, в том числе и поклонники Ferrari, не чувствовали главного, за что мы вообще любим спорт - волнения за неизведанный результат предстоящей схватки. И обилие ярких эпизодов, которыми были полны гонки этого года, вряд ли компенсировали этот недостаток. И все же они были - острые схватки, яркие гонки, борьба, скорость и смертельный риск.

01 Австралия

Премьера с аншлагом

Старт сезона и австралийской гонки ознаменовался эффектной аварией в исполнении Рубенса Баррикелло и Ральфа Шумахера и последовавшим затем грандиозным завалом с участием доброго десятка автомобилей. Обилие сходов привело к тому, что до финиша добрались только восемь гонщиков. Причем пятым к восторгу переполненных трибун пришел местный парень - дебютант Ф-1 Марк Уэббер. Ликования по этому поводу было столько, что победитель гонки как-то отошел на второй план. А им стал Михаэль Шумахер.

02 Малайзия

Время разбрасывать крылья

Решающий эпизод в борьбе за победу в этой гонке произошел уже на старте. Михаэль Шумахер и Хуан-Пабло Монтоя в первый поворот вошли одновременно, и в результате острой схватки Ferrari лишилась переднего антикрыла, а гонщик Williams был наказан штрафным проездом по пит-лейн. В итоге победителем оказался... Ральф Шумахер.

03 Бразилия

Жизнь прекрасна!

При упоминании об «Интерлагосе» лица большинства гонщиков Ф-1 приобретают неопределенное выражение. Бразилия - прекрасная страна, но Сан-Паулу никак не назовешь живописным городом. Публика здесь весьма эмоциональна, но окружающие автодром трущобы не создают атмосферы карнавала. Гонки на «Интерлагосе» обычно проходят интересно, но сама трасса знаменита своим неровным покрытием. Столь же неопределенное впечатление осталось и от гонки этого года. Борьбы было много - но далеко за спинами лидеров. Ставшая уже почти традиционной стартовая схватка Михаэля Шумахера и Хуана-Пабло Монтои отличалась чрезвычайным накалом, но вновь быстро разрешилась аварией. А нудную погоню Ральфа Шумахера за старшим братом особо зрелищной не назовешь. Однако Михаэлю Шумахеру, озиравшему после финиша мир с верхней ступени пьедестала, наверняка казалась прекрасной и эта трасса, и дымный город вдали, и жизнь, обещавшая впереди немало столь же радостных дней.

04 Сан-Марино

Идеальный шторм

В Имоле ждали бури. Об этом говорили синоптики. К этому готовились инженеры и механики. На это надеялись соперники, чувствуя, что только исключительные обстоятельства позволят им одолеть Михаэля и Ко. Буря действительно разразилась. Но лишь спустя час после финиша, и гонка, как и ожидалось, превратилась в довольно однообразное полуторачасовое ожидание триумфа лидера Ferrari. Впрочем, начнись ливень несколькими часами раньше, это, возможно, лишь увеличило бы превосходство Михаэля Шумахера. Бывают дни, когда все складывается идеально. И в этом году для Ferrari таких дней выпадает все больше.

05 Испания

Гонка без лидера

Сказать, что Михаэль Шумахер был лидером гонки на Гран При Испании, как-то язык не поворачивается. Оторвавшись со старта, немец не столько лидировал, сколько ехал сам по себе. Может, кому-то и стало неинтересно, но не Михаэлю. «Мне не было скучно, - рассказывал он после финиша, - поскольку я мог наблюдать впереди себя сражающиеся за шестое место автомобили». И в самом деле, драматических событий на трассе было много: Баррикелло не смог тронуться с места на старте, Монтоя наехал на ногу механику во время дозаправки, у McLaren Райкконена на полной скорости отвалилось заднее антикрыло. Вот только борьбы за победу мы так и не увидели.

06 Австрия

Комедия абсурда

Довести что-либо до абсурда - это надо суметь! И руководители Ferrari сумели-таки в Австрии довести до подобного состояния преимущество своей команды. Мало того что Шумахер и Баррикелло вновь финишировали на значительном удалении от всех остальных соперников, так еще и затеяли по приказу из боксов внутрикомандную рокировку на последних метрах дистанции. В награду за что и услышали свист и улюлюканье трибун, которых не разжалобила даже комедия с обменом призами на пьедестале почета. Впрочем, Гран При Австрии из фарса легко мог превратиться в трагедию. Столкновение Такумы Сато и Ника Хайдфельда в ходе гонки могло оказаться роковым. Но на этот раз обошлось.

07 Монако

Праздник каждый день

Это была гонка, которой остались довольны все. Победа McLaren прервала затянувшуюся триумфальную серию Ferrari, что было особенно важно после австрийского конфуза. В Scuderia были удовлетворены тем, что успех Култхарда еще больше увеличил их отрыв от Williams. В Williams радовались третьему месту Ральфа Шумахера. Renault ликовала по случаю первых очков Трулли. В Jordan испытывали положительные эмоции после второго подряд результативного финиша Физикеллы. Словом, довольны были все. Ведь Гран При Монако - это всегда праздник.

08 Канада

На круги своя

Первым закончил гонку Жак Вильнев! Однако собравшуюся на трибунах автодрома им. Жиля Вильнева публику это не обрадовало. Жак стал первым, кто выбыл из гонки. Казалось, канадцу осточертела вся эта невезуха последних лет, и он просто припарковал свою машину у барьера, заглушил мотор и пошел прочь. Как ни странно, именно этот ничего не значащий инцидент стал предтечей единственного яркого эпизода канадского Гран При. BAR Вильнева остановился в столь неудачном месте, что судьи вынуждены были выпустить автомобиль безопасности. Последовавший затем «старт с хода» увенчался красивейшим двойным обгоном в исполнении Монтои: колумбиец разом прошел увлекшихся взаимной борьбой Ральфа Шумахера и Кими Райкконена. А гонку выиграл Михаэль Шумахер. Все вернулось на круги своя.

09 Европа

Перемена мест слагаемых

На «Нюрбургринге» победил Рубенс Баррикелло! Все были счастливы. Хотя суть командных действий Ferrari, как и сумма полученных ею очков на европейском Гран При, от перемены мест ее гонщиков на пьедестале не изменилась. Долгожданная победа Рубенса стала следствием все той же пресловутой командной тактики. Почти всю гонку Шумахер провисел на хвосте у своего напарника, что, собственно, и составляло единственную интригу этого Гран При. Все с интересом ждали, последует ли из боксов известный приказ или нет? Ferrari осталась верна принципам. Приказ последовал: Шумахеру приказали не обгонять Баррикелло. Разницы никакой, но все почему-то были ужасно рады. А настоящая борьба вновь шла только за спинами лидеров сезона.

10 Великобритания

В узком кругу

Это снова мог быть Гран При Рубенса Баррикелло. Он первенствовал во всех тренировках и даже в квалификации, уступив Монтое, опередил гонщика номер 1 своей команды. Для победы бразильцу не хватило самой малости - удачи. Его автомобиль заглох на старте и ушел в гонку последним. Но после первого круга Рубенс уже 14-й, после пятого - 10-й, после 10-го - восьмой. И тут пошел дождь. Баррикелло выходит на 3-е место, прямо за спину Монтое. Сражение южноамериканцев шло с переменным успехом и окончилось победой бразильца. Монтоя сумел добиться лишь того, что стал единственным, кроме Баррикелло, гонщиком, который финишировал в одном, очень узком в этом сезоне круге с победителем - Михаэлем Шумахером. Автомобиль лидера Ferrari отлично шел и в дождь, и посуху, и круг автодрома в Сильверстоуне, в отличие от множества выбывших соперников, вовсе не показался немцу слишком узким.

11 Франция

Нечаянный триумф

Победа в Маньи-Куре принесла Михаэлю Шумахеру пятый чемпионский титул, окончательно утвердив гонщика Ferrari в образе живой легенды Формулы-1. Но, судя по всему, немец не очень стремился выиграть именно здесь, надеясь в глубине души отложить триумф до этапа в Германии. В квалификации Михаэль был только вторым, в гонке наехал на запретную белую линию, за что получил штрафной проезд по пит-лейн. На последних кругах немец спокойно двигался вслед за лидирующим Кими Райкконеном без особой надежды обогнать финна. И тут гонщик McLaren наезжает на масляное пятно и едва не вылетает с трассы. Ну что тут поделаешь! Волей-неволей, но пришлось-таки Михаэлю принимать поздравления... Трасса в Маньи-Куре изначально была задумана как предельно безопасная. Гонки здесь обычно проходят столь же пресные, как окружающие этот «сельский» автодром равнины. И, возможно, очень символично, что судьба чемпионского титула в этом сезоне решилась именно здесь.

12 Германия

Королевская слабость

«Хоккенхайм - моя слабость и мое слабое место, - признавался Михаэль Шумахер накануне гонки. - Я мечтаю о Гран При Германии, но не побеждал здесь с 1995 года. Не знаю почему, но гонки здесь мне не слишком удаются». Однако в этом году Михаэлю удается все. Он взял поул и со старта умчался вперед. Украшением гонки стала острейшая борьба Монтои и Райкконена: колумбиец и финн полкруга неслись бок о бок, прежде чем гонщик Williams одолел-таки пилота McLaren. Но все это происходило далеко за спиной лидера. На потерявшем в этом году вместе с длинными «лесными» прямыми всю свою оригинальность, урезанном и стандартизированном «Хоккенхаймринге» стандартно победил Михаэль Шумахер.

13 Венгрия

Полуденный сон

Для механиков гонка - подчас лишь случай вздремнуть часок после бессонных ночей гоночного уик-энда. И Гран При Венгрии, как правило, предоставляет им отличную возможность для этого. Дремлют механики в боксах, зевают трибуны, зрители не в силах выключить телевизоры, потому что уснули. Формула-1 спит, убаюканная преимуществом Ferrari. Сделав в Венгрии очередной дубль, Шумахер и Баррикелло завоевали для команды Кубок конструкторов - четвертый за последние четыре года.

14 Бельгия

В десятку!

Гонщики любят трассу в Спа за сложность и красоту. Михаэль Шумахер - не исключение. Более того, Спа - один из любимейших этапов немецкого гонщика. Десять лет назад Михаэль Шумахер выиграл здесь свой первый Гран При. «В очередной раз победив здесь, устрою себе отличный юбилей», - заявил лидер Ferrari перед стартом. Сказав так, Михаэль попал в десятку. Эта победа стала для Шумахера юбилейной - десятой в сезоне.

 

15 Италия

Скорость и страсть Монцы

На тенистых прямых Монцы кипят страсти. Страсть Монцы - это скорость. И Хуан-Пабло Монтоя еще раз подтвердил это, побив в субботу рекорд Ф-1 по средней скорости прохождения квалификационного круга. Установить подобное достижение в воскресной гонке колумбийцу помешала поломка подвески. Что касается Ferrari, то ее гонщики и не стремились к рекордам. Гонка вновь прошла с подавляющим преимуществом красных автомобилей, и на последних кругах Шумахер и Баррикелло откровенно сбросили темп, чтобы пересечь финишную черту парадным строем. Италия ликовала!

16 США

Итальянская рулетка

Говорят, в русскую рулетку играют от смертельной скуки. Должно быть, именно скука подвигла Михаэля Шумахера, безмятежно лидировавшего в Индианаполисе, неожиданно уступить траекторию своему товарищу по команде и устроить таким образом самый плотный финиш в истории Ф-1. Впрочем, победу Рубенса Баррикелло в этой «итальянской рулетке» вряд ли можно назвать непредсказуемой. Совсем иной пример «игры на публику» демонстрировали в Индианаполисе гонщики всех остальных команд.

17 Япония

Банзай!

Гонка действительно прошла на японское ура. И дело даже не в том, что пятым к финишу совершенно неожиданно прибыл Такума Сато - японец на японской трассе в машине с японским двигателем и на японских шинах. Заключительный этап сезона, как и почти все гонки чемпионата-2002, изобиловал борьбой, обгонами, авариями и сходами. И лишь истинные триумфаторы Сузуки - Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло - вновь обошлись без всего этого. Очередная победа гонщиков Ferrari опять стала не столько спортивным, сколько статистическим достижением - девятый в этом году дубль, 45-я победа Михаэля в Ferrari, рекордные 144 очка за сезон и т.д. Но именно эти цифры войдут в историю автоспорта. Именно они, а вернее - стоящие за ними опыт, мастерство, талант и многолетний труд коллектива самоотверженных людей, объединенных гордым именем Ferrari, - сделали этот скучный, возможно даже самый скучный за всю историю сезон еще одной легендой Формулы-1.

← к содержанию № 53 (12.2002)

Просмотров: 40