Новости

← к содержанию № 60 (07.2003)

Широкое больше не в моде

Renault отказывается от революционных моторов

Команда Renault решила с 2004 года отказаться от использования двигателей с большим углом развала цилиндров, которые еще недавно считались ультрамодной идеей в «формульном» моторостроении. «Перед нами стоит цель создать двигатель, который отвечал бы новым правилам, - ведь со следующего года будет разрешено использовать только один мотор в течение всего гоночного уик-энда, - пояснил глава «конюшни» Флавио Бриаторе. - Чтобы гарантировать необходимую надежность, мы будем придерживаться «традиционной» архитектуры».

В Renault не стали скрывать, что в руководстве шли серьезные споры о том, какими должны быть двигатели «конюшни», но считают, что приняли стратегически верное решение. «Наш новый двигатель будет иметь высочайшие характеристики, при его создании мы используем многие технические решения, разработанные нами за последние три года», - подчеркнул Бриаторе. К середине января 2004 года французское подразделение команды, которое занимается подготовкой двигателей, завершит работу над новым силовым агрегатом. После этого мотор поступит к конструкторам шасси в британском Энстоуне, где его адаптируют под шасси образца 2004 года.

Иса приютили в Ferrari

Ушедший в отставку создатель «широких» двигателей Ф-1 Renault Жан-Жак Ис нашел работу в группе компании Ferrari-Maserati. На новом месте французский конструктор будет заниматься моторами не для гоночных, а для серийных автомобилей двух марок. Ис назначен руководителем соответствующего отдела компании.

 

История вопроса

Начиная с 2001 года на гоночные автомобили Renault устанавливаются V-образные двигатели с углом развала цилиндров свыше 110 градусов, которые отличаются пониженным центром тяжести и тем самым позволяют улучшить управляемость машины. Поначалу эти двигатели часто выходили из строя из-за сильных вибраций в определенных диапазонах оборотов, а в этом году (когда проблемы с надежностью были решены) обнаружилось, что они имеют «врожденные» ограничения по мощности и уступают более традиционной технике конкурентов. Автор концепции «широких» моторов Жан-Жак Ис, покидая Renault, назвал отказ от них ошибкой, к которой он не хочет иметь никакого отношения. Одним из своих главных оппонентов обиженный Ис назвал Флавио Бриаторе.

 

Renault нужны партнеры, а не клиенты

«В следующем году мы не сможем поставлять двигатели другой команде, нам нужно разобраться с собственным двигателем, - заявил президент французской команды Патрик Фор. - Вообще же мы бы предпочли быть не просто поставщиком, а партнером одной из команд, чтобы там проходили практику наши молодые инженеры и гонщики. Но это, судя по всему, будет возможно не ранее 2005 года».

Требование FIA продавать двигатели «на сторону» по приемлемым ценам было одним из главных условий сохранения в Ф-1 антипробуксовочной и других систем, которые едва не запретили в этом году. В Renault настаивают, что часто упоминающаяся сумма в 10 миллионов долларов за двигатели в год - это слишком мало. «Мы не будем преследовать цель заработать на этом деньги, но и работать себе в убыток не хотим», - пояснил Фор.

Ford поможет Jordan

Команда Jordan может рассчитывать на более тесное сотрудничество с концерном Ford, чьи двигатели она использует в нынешнем сезоне. «Вполне вероятно, что у нас будут и другие общие направления работы», - заявил один из руководителей европейского подразделения Ford Нил Голайтли. Не исключено, что уже в 2004 году Ford будет участвовать в работе над шасси Jordan, как, например, Honda помогает своей подшефной команде BAR.

К такому варианту автогиганту, возможно, придется прибегнуть в связи с требованием Международной автомобильной федерации (FIA) существенно снизить стоимость поставляемых «частникам» двигателей. «Поставлять конкурентоспособный двигатель за 10 миллионов долларов невозможно, придется в той или иной форме субсидировать команду», - отметил представитель принадлежащей Ford компании Cosworth.

Долгосрочная погоня

Команда Jaguar Racing ставит перед собой цель повторить успехи непобедимой в последние годы Ferrari и готова потратить на это целое десятилетие кропотливой работы. «Ferrari преодолела спад и поднялась на самый верх за восемь-десять лет, думаю, это разумный срок и для нас, вряд ли мы сможем сделать это быстрее», - говорит один из руководителей «дикой кошки» Тони Парнелл.

 

 

Jaguar в стиле Пиццонии

Команда Jaguar пошла на встречу своему пилоту Антонио Пиццонии и приспособила автомобиль R4 под его манеру езды, хотя еще недавно хотела уволить новичка Ф-1. «Дело в том, что я езжу совсем не так, как мой напарник Марк (Уэббер), - пояснил бразилец. - Мы внесли серьезные изменения в переднюю подвеску, и теперь у меня получается ехать быстрее». И это не единственная хорошая новость для Антонио: его наставником в гоночных вопросах согласился стать трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт.

 

 

В обиде на тесноту

Оливье Панис в отличие от многих своих коллег-пилотов Ф-1 не считает Монако идеальным местом для постоянного проживания. «Мне здесь нравится, особенно в дни Гран При, но жить тут все время - не мой стиль, - заявил француз. - Я и так плачу французские налоги. Какой смысл платить их и жить в Монако в крохотной квартирке? Я предпочитаю жить у себя в Гренобле, у меня там здоровенный дом».

 

 

Дождались!

McLaren начала испытания новой машины

После Гран При Австрии команда McLaren наконец представила публике свой автомобиль образца 2003 года. 21 мая МР4-18 прошла свои первые километры на французской трассе «Поль Рикар», где ее обкатывал тест-пилот «серебряных стрел» Александр Вурц. Созданный под руководством технического директора команды Эдриана Ньюи в соавторстве с главным конструктором Майком Кугланом и главным инженером Нилом Оутли новый McLaren существенно отличается как от своего предшественника, так и от техники соперников. «У машины более короткие и низкие носовая и задняя части, - отметил Ньюи. - В целом она гораздо компактнее нашей прошлой модели, поэтому внутри «упакована» очень плотно». При взгляде на машину в глаза бросается, прежде всего, необычный носовой обтекатель, но, по словам Ньюи, на самом деле форма «носа» не такая уж и новая. «Форму носового обтекателя, да и боковин, я позаимствовал у машин, которые создавал для команды Leyton House (в конце 80-х - начале 90-х годов), - раскрыл секрет Эдриан. - Я использую заново кое-какие старые идеи».

Характерные обводы кузова - не единственное, чем выделяется новинка. Команда разработала для MP4-18 сразу две коробки передач: одну на основе прошлогодней модели, а другую - абсолютно новую - взяв за основу трансмиссию прошлогодней Ferrari. Ведь с недавних пор в McLaren работает один из создателей коробки Ferrari Джон Саттон. Первая трансмиссия входит в «базовую комплектацию» машины, в то время как вторая только лишь проходит стендовые испытания и будет установлена на МР4-18 во второй половине сезона.

Трансмиссия агрегируется с двигателем Ilmor Mercedes-Benz FO 110Р, который спортивный директор немецкой компании Норберт Хауг называет «абсолютно новым». О том, каковы же принципиальные отличия новинки, в Mercedes умалчивают. Известно лишь, что мотористы пошли по проторенной дорожке снижения центра тяжести и повышения компактности силового агрегата. Еще одни важные отличия нового McLaren, о которых упомянул Ньюи, таятся в подвеске. «МР4-18 - это первая машина, делавшаяся специально под покрышки Michelin», - сообщил он.

Обкатка McLaren МР4-18 на «Поль Рикаре» прошла не безупречно: один раз машина даже загорелась - предположительно из-за контакта выхлопных труб с элементами кузова. Однако уже на третий день тестов Вурц едва не показал лучшее время по итогам заездов, дав понять, что у новинки весьма серьезный потенциал. После Гран При Монако команда отправила машину на закрытые тесты в Барселоне, где с МР4-18 познакомились Кими Райкконен и Дэвид Култхард. При этом в один из дней заездов финн из-за ошибки в повороте «приложил» машину к ограждениям, но авария не нанесла серьезного вреда ходу испытаний. Быть может, когда вы читаете эти строки, пилоты McLaren уже вывели МР4-18 на старт гонки: в «серебряных стрелах» планировали гоночный дебют новинки на Гран При Европы в конце июня, при условии, что будут закрыты все вопросы с надежностью машины.

Эдриан Ньюи: «В моей жизни не было машины, над которой я работал так много, как над этой».

Михаэль Шумахер: «Я не вижу в новом McLaren ничего экстраординарного».

 

 

Разменял пятую сотню

Гран При Австрии стал пятисотой гонкой Ф-1 в журналистской карьере британца Майка Дудсона. По иронии судьбы чествование ветерана устроила самая молодая команда Ф-1 - Toyota. Кстати, в престижный «Клуб 500+» входит и один из постоянных авторов нашего журнала Джорджо Пиола.

 

 

 

Чтобы помнили

Не секрет, что Джанкарло Физикелла надеется в следующем сезоне занять место в составе одной из ведущих «конюшен» Ф-1. Долгожданная первая победа итальянца в Бразилии существенно повысила его рейтинг, однако сам он опасается, что одна-единственная и во многом случайная победа может не убедить руководителей топ-команд в ценности его услуг. «Чтобы наконец попасть в хорошую команду, в этом году мне нужно провести еще одно хорошее выступление», - считает 30-летний Джанкарло.

 

Шины решают все

Михаэль Шумахер считает, что исход нынешнего чемпионата мира зависит не столько от команд, сколько от их поставщиков шин. К такому выводу пилот Ferrari пришел после Гран При Монако, где его команду подвели слишком медленные шины Bridgestone. «Все сводится к тому, у кого окажутся лучшие покрышки для каждой конкретной трассы, - полагает Михаэль. - Шины определяют исход гонок, а значит, в конечном итоге от них будут зависеть и результаты чемпионата».

 

 

Minardi без Газпрома

...но с верой в будущее

На Гран При Австрии автомобили команды Minardi предстали без уже ставших привычными голубых спонсорских наклеек российской компании «Газпром». Газовый гигант, представители которого всегда крайне неохотно делятся с прессой информацией о своей работе, никак не прокомментировал этот факт, а вот шеф Minardi Пол Стоддарт молчать не стал. По его словам, Газпром, ставший спонсором «конюшни» в августе прошлого года, в этом году не внес в ее бюджет ни одного доллара. Напомним, что первоначально в российской компании говорили о трехлетнем контракте с командой, планируя вложить в нее порядка 20 миллионов долларов. «Без этих денег мы сможем закончить нынешний сезон, но не сможем развиваться», - посетовал Стоддарт.

Через несколько дней после исчезновения «газпромовских» логотипов с машин Minardi по паддоку пошли слухи, что российская компания станет спонсором самой McLaren, но на момент подписания данного номера журнала в печать никакой официальной информации на этот счет не появилось.

Интервью с Полом Стоддартом читайте на стр. 80

Новые спонсоры Minardi

В преддверии Гран При Монако о расширении своей спонсорской поддержки Minardi объявила голландская компьютерная компания с убедительным названием Trust (в переводе с английского - «доверие, вера»). Известного в Европе производителя периферии для компьютеров в «конюшню» привел перед началом сезона голландский гонщик Йос Ферстаппен. Формально Trust не стала титульным спонсором Minardi, но фактически (судя по тому, какое престижное место ее логотипы заняли на автомобилях) она теперь является ключевым партнером команды. Увеличила свои вложения в Minardi и австрийская финансовая компания Quadriga, рекламирующая на машинах команды свой инвестиционный проект Superfund, а также голландская фирма Muermans, занимающаяся инвестициями в строительство недвижимости. «Мы благодарим партнеров за доверие к команде, для нас это особенно важно сейчас, когда мы стараемся повысить нашу конкурентоспособность», - заявил уже довольный Стоддарт.

«Останки» истории

Команда Jordan выставила на аукцион «останки» автомобиля EJ12, на котором в прошлом году на Гран При Австрии угодил в аварию японец Такума Сато. Любой желающий может приобрести монокок («капсулу безопасности») машины, спасший Сато жизнь в одном из самых тяжелых происшествий сезона-02. Стартовая цена на лот была установлена на уровне 14,5 тысяч фунтов стерлингов (около 24 тысяч долларов США). Нужно сказать, Jordan весьма активно приторговывает всем, что имеет хоть какое-то отношение к Сато и пользуется спросом у японских фанатов. В частности, на Интернет-сайте команды можно приобрести колбу с топливом, которое было залито в машину Такумы на Гран При Японии '02.

Дружба дружбой...

С недавних пор Дэвид Култхард является совладельцем отеля Columbus в Монте-Карло, и перед каждым этапом чемпионата мира в Монако друзья и знакомые пилота McLaren буквально терроризируют его просьбами приютить их по сходной цене в одном из номеров на дни Гран При. Но Дэвид, как истинный шотландец, остается непреклонен и в последние дни перед гонкой дерет со своих постояльцев втридорога. «Хотите сэкономить - бронируйте номера заранее», - учит Култхард. Кстати, немалую часть жителей отеля Columbus на Гран При Монако составляет персонал команды McLaren.

Энтузиаст

72-летнего «хозяина» Ф-1 Берни Экклстоуна все чаще спрашивают о том, не собирается ли он отойти от дел, но британский спортивный магнат каждый раз блестяще парирует подобные вопросы. «Я работаю не ради денег, а ради удовольствия, у меня же богатая жена», - недавно заявил Берни. И это правда, ведь большая часть состояния предусмотрительного Экклстоуна «записана» на его супругу Славику.

 

Они остаются!

Шумахер продлил контракт с Ferrari до 2006 года

Через неделю после Гран При Монако Ferrari объявила о продлении контрактов с Михаэлем Шумахером и рядом ключевых сотрудников команды до конца 2006 года. Вместе с немецким пилотом продолжат работу в «конюшне» в течение ближайших трех с половиной лет ее генеральный директор Жан Тодт, технический директор Росс Браун, главный конструктор Рори Бирн, руководитель отдела двигателей Паоло Мартинелли и конструктор двигателей Жиль Симон.

Таким образом разрешилась дилемма о том, сохранится ли неизменной непобедимая (пока) «команда-мечта» после 2004 года, - именно тогда истекают нынешние контракты Шумахера и компании. Известие о продлении контрактов пришло несколько раньше, чем ожидалось: Михаэль обещал думать над планами на будущее весь нынешний сезон и определиться лишь осенью. Вероятно, Ferrari поторопила пятикратного чемпиона мира, чтобы избежать ненужных слухов по ходу чемпионата, который складывается для команды не так легко, как в последние несколько лет. Решение Шумахера остаться стало отличным подарком Жану Тодту, который в июне отпраздновал десятилетний юбилей пребывания у руля гоночной Scuderia.

О перспективах напарника Шумахера Рубенса Баррикелло Ferrari многозначительно умалчивает...

Автопробегом по трехсотлетию

Прошедшее в мае - начале июня ралли раритетных спортивных автомобилей «Навстречу трехсотлетию Санкт-Петербурга» стало, пожалуй, самой масштабной акцией в ознаменование юбилея города на Неве. За 15 дней 15 автомобилей Bentley выпуска двадцатых-тридцатых годов, доставленных в Россию на самолете из Великобритании, пересекли всю европейскую часть страны - от Екатеринбурга до Санкт-Петербурга, где финишировали 2 июня на Дворцовой площади. Инициатором ралли выступил Его Королевское Высочество британский принц Майкл Кентский. По его словам, за рулем одного из участвовавших в ралли автомобилей в свое время была одержана победа в легендарной гонке «24 часа Ле-Мана».

Дармоеды

Руководитель McLaren Рон Деннис с самого начала скептически относится к идее пятничных тестов непосредственно перед Гран При и время от времени, рассуждая на эту тему, дает волю эмоциям. «Мы много работаем на тестах между гонками, уделяя огромное внимание испытаниям шин, а те, кто работает на пятничных тестах, они ведь не вносят никакого вклада в работу над шинами!» - возмутился Деннис. Но, высказав наболевшее, политкорректный британец тут же оговорился, что у каждого есть право на выбор.

 

 

Эстонец за рулем Williams

В конце мая в тестах команды Williams принял участие эстонец Марко Асмер. 18-летний гонщик, выступающий в британской Формуле-Ford, провел целых три дня на треке в Вайрано, где тестировал аэродинамику, гоняя машину по прямой. Заезды прошли при минимальной огласке, однако многие считают Асмера серьезным претендентом на работу в Williams в недалеком будущем - недаром же на его комбинезоне красуется эмблема BMW.

 

Провокатор

После Гран При Монако шеф Williams Фрэнк Уильямс довольно потирал руки: его пилоты не только завоевали поул и выиграли гонку, но и, как надеется британец, вновь встали на путь непримиримого соперничества между собой. «Хуан-Пабло (Монтоя) бросил Ральфу (Шумахеру) невероятно дерзкий вызов, это почти провокация», - заявил Железный Фрэнк, которому напряженные отношения между его пилотами с давних пор были только в радость. «Не вижу в этом повода для сожаления», - добавил он.

Перебор

Пилот Minardi Джастин Уилсон обнародовал итоги своего инвестиционного проекта, который дал всем желающим возможность вложить свои средства в его карьеру в Ф-1. «Мы привлекли необходимые нам 1,2 миллиона фунтов стерлингов (почти 2 миллиона долларов), - сообщил личный менеджер британского пилота Джонатан Палмер. - Более того, некоторым инвесторам мы вынуждены отказать, так как общая сумма предложенных средств превышает наши потребности». Деньги были нужны Уилсону для доплаты за место в составе команды Minardi, за которую он выступает в нынешнем году.

Владелец «доли» в карьере Джастина в случае его успеха сможет удвоить свой капитал: в течение ближайших трех лет доходы гонщика будут направляться на выплаты акционерам. По словам Палмера, участниками беспрецедентной акции стали более 900 человек. Из них 70% сделали минимальное вложение на сумму 500 фунтов, 20% вложили в Уилсона от 500 до 1000 фунтов, а 10% рискнули суммами свыше 1000 фунтов.

 

Команда на бюллетене

Авария Дженсона Баттона на субботней тренировке перед Гран При Монако не позволила ему принять участия не только в гонке, но и в последующих тестах команды BAR в Монце. Врачи решили, что британцу лучше не садиться за руль до этапа в Канаде, потому как еще одна авария (если бы она произошла) спустя всего несколько дней после первой грозила бы ему крайне опасным повторным сотрясением мозга. Напарник Баттона Жак Вильнев решил взять пример с Дженсона и, откатав один день на тестах в Монце, объявил руководству, что после «уличной» гонки в Монако у него невыносимо болит спина и работать дальше он не может. В итоге подготовка BAR к Гран При Канады полностью легла на плечи тест-пилотов команды Энтони Дэвидсона и Такумы Сато.

 

Ф-1 «вживую»

Российские поклонники Ф-1 получили долгожданную возможность в прямом эфире следить за событиями Гран При чемпионата мира. 12 июня, в День независимости России, начал вещание новый спортивный канал «Спорт», созданный телекомпанией «Россия» в сотрудничестве с «НТВ+ Спорт». Канал делает ставку на прямые трансляции спортивных соревнований и «вживую» освещает не только собственно гонки Ф-1, но также пятничные и субботние квалификации. Хотя пока «Спорт» можно принимать лишь в Москве и Московской области (на 25-м дециметровом канале), но уже к концу этого года «Спорт» можно будет смотреть в большинстве областных центров страны.

 

Украли тайну победы

Один из рядовых сотрудников Ferrari попытался продать соперникам компакт-диск с подробнейшей технической информацией о лучшей машине в истории команды - прошлогодней F2002. Поговаривают, что кто-то даже приобрел диск - якобы за миллион долларов. «Формульное» сообщество взбудоражено самыми немыслимыми слухами, а в Ferrari проводится внутреннее расследование.

 

Занарди в полном порядке!

Одним из почетных гостей юбилейного футбольного матча в Монако (см. с. 48) стал Алекс Занарди. В позапрошлом году, сразу после трагической аварии гонщика на «Лаузитцринге», когда он лишился обеих ног, в знак поддержки мы передали ему англоязычное издание «Повести о настоящем человеке», и вот что теперь сказал Алекс нашему корреспонденту: «Я безмерно благодарен за поддержку со стороны вашего журнала и в его лице всех моих российских поклонников. Честно говоря, несмотря на годы, проведенные в американских гонках и в британской команде Ф-1, английским языком я владею не настолько хорошо, чтобы свободно читать и понимать все тонкости литературных произведений. Но главную идею «Повести о настоящем человеке» я, конечно же, понял, и это было очень кстати. Пример русского летчика-героя, который реабилитировался в куда более сложных условиях и даже вновь сел за штурвал самолета, стал для меня своего рода маяком и укрепил веру в обещания врачей поставить меня на ноги.

Да уже одно лишь осознание того, что среди множества посланий, пришедших в те невероятно тяжелые для меня дни из Италии, Германии, США и многих других стран, где мне доводилось выступать, есть и книга из России, где я никогда не был и где, казалось бы, никого не может волновать моя судьба, - уже одно лишь это придавало мне силы в моем стремлении вновь встать на ноги. Спасибо всем, кто имел отношение к этой дружеской акции! И большой привет моим поклонникам в России. Пусть не переживают: я в полном порядке!»

Русинов в заголовках новостей и в ожидании удачи

Россиянин Роман Русинов провел всего три гонки в европейском чемпионате Ф-3000, но его фамилия уже неизменно упоминается в репортажах спортивной прессы Западной Европы. Высокая скорость, которую Роман демонстрирует на подчас абсолютно незнакомых ему трассах, убедила специалистов в том, что он является одним из сильнейших пилотов европейской Ф-3000 в этом году. Пока это, пожалуй, главное, чего смог добиться Русинов, так как из-за поистине фантастического невезения ему никак не удается воспользоваться преимуществом высоких стартовых позиций. Мы уже рассказывали о том, как на первой гонке сезона на «Нюрбургринге» у россиянина при старте с поула заглох мотор. Третий этап первенства в итальянской Пергузе закончился для Романа сходом с дистанции из-за поломки подвески, которая не выдержала при атаке коварного бордюра. Тем не менее в первых трех гонках Русинову удалось записать на свой счет четыре очка.

Воспользовавшись перерывом в соревнованиях, в начале июня Роман побывал у себя дома в Москве и нашел время встретиться с корреспондентами нашего журнала. Несмотря на неудачи, настрой Русинова исключительно положительный - и не без оснований. «В прошлом году, выступая в Формуле-Palmer/Audi, я начал чемпионат с побед, но под конец на меня обрушились все мыслимые и немыслимые трудности и о чемпионстве пришлось забыть, - вспоминает Роман. - На этот раз я, кажется, собрал все проблемы в начале сезона, так что у меня есть повод смотреть вперед с оптимизмом».

← к содержанию № 60 (07.2003)

 

Просмотров: 48