Новости

← к содержанию № 64 (11.2003)

ВИЛЬНЕВ УВОЛЕН!

Безработный чемпион

После пяти сезонов в составе команды BAR Жак Вильнев оказался выставленным на улицу. Вот как это произошло. Через несколько дней после Гран При Соединенных Штатов личному менеджеру Вильнева Крейгу Поллоку позвонил руководитель BAR Дэвид Ричардс. Позвонил, чтобы сообщить, что команда не будет подписывать с канадским пилотом контракт на 2004 год. Спустя несколько дней, уже в Японии, куда BAR прибыла почти за неделю до Гран При, было объявлено о том, что напарником Дженсона Баттона в следующем сезоне станет Такума Сато. На кандидатуре японского тест-пилота настояла компания Honda, которая теперь не только поставляет BAR свои двигатели, но и все активнее участвует в работе над другими узлами машины.

Сценарий с приходом Сато был разработан еще год назад, когда японец после «боевого» сезона в Jordan вернулся на испытательную работу в BAR. У Вильнева была возможность воспрепятствовать реализации этого сценария, но за весь нынешний сезон чемпион мира 1997 года не смог сделать ровным счетом ничего, что могло бы убедить команду продлить его контракт. Свою негативную роль сыграли и денежные аппетиты канадца: получая 20 миллионов долларов в год по соглашению, заключенному в бытность Поллока шефом BAR, Жак не хотел мириться со снижением зарплаты в несколько раз. Как считает сам Вильнев, против него был настроен лично Дэвид Ричардс, сделавший «примадонной» команды своего соотечественника Баттона.

Самым прискорбным во всей этой истории является то, что из BAR Вильнев ушел в никуда: ни в одной из ведущих «конюшен» свободных мест нет, а команды «второго эшелона» после пяти беспросветных лет в BAR канадца вряд ли интересуют. За день до начала гоночного уик-энда в Японии Жак демонстративно отказался участвовать в Гран При, выразив таким образом свою обиду на BAR. На момент подписания этого номера в печать никаких известий о планах безработного экс-чемпиона на будущее не поступило. Не исключено, что сентябрьский Гран При США стал для него последней гонкой Формулы-1.

Дэвид Ричардс: «Не правы те, кто говорит, что уход Жака был предрешен с самого начала. Это решение далось нам нелегко, мы долго взвешивали все «за» и «против».

Берни Экклстоун: «Я по-прежнему считаю его великим гонщиком, но ему нужна команда, которая даст ему дополнительную мотивацию. Я говорил со многими командами, но ничего не получилось, он никому не нужен. Я считаю, что Жак неправильно выстроил свою карьеру».

Крейг Поллок: «Мы очень расстроены и опечалены, потому что Жак на протяжении пяти лет отдавал свои силы этой команде в надежде вывести ее в лидеры. Машина часто не оправдывала его ожидания, за это время у него было немало возможностей стать пилотом другой команды, но он оставался верен BAR».

Жак Вильнев: «В этом году у меня всего пять раз (в первых 14 гонках) была надежная машина, но со стороны все выглядит так, как будто бы я весь сезон плохо делал свою работу. Honda не хотела, чтобы я оставался в команде, а когда люди настроены против тебя, то они видят только плохое».

CATO СНОВА В СТРОЮ

Honda продвигает своего протеже

Если увольнение Вильнева и стало для кого-то неожиданностью, то уж точно не для Такумы Сато. «Целый год я работал на тестах, только и думая о том, чтобы заслужить место в основном составе», - признался 26-летний японец.

«Мы помним его блестящие выступления в прошлом году, когда он гонялся за Jordan, - подбадривает Такуму шеф BAR Дэвид Ричардс. - После года работы испытателем в BAR он заслужил возможность реализовать свой талант в стабильно высоких результатах в гонках».

Кстати, в сезоне-03 Сато «намотал» на тестах 7,5 тысяч километров: пожалуй, это даже больше, чем проехал в гонках Вильнев, которого постоянно преследовали поломки.

У Лауды новый бизнес

Трехкратный чемпион мира Ф-1 Ники Лауда решил заняться прокатом автомобилей в столице Австрии Вене. Компания LaudaMotion предлагает взять в аренду микроавтомобиль Smart всего за 1 евро в день. Столь низкая цена объясняется тем, что машина украшена рекламными наклейками. От водителя требуется проехать за день не менее 30 км по улицам Вены.

 

Жизнь по плану

Дэвид Ричардс не намерен надолго задерживаться у руля команды BAR, которую он возглавляет без малого два года. «Я вполне четко представляю, чего мне нужно добиться в Ф-1, а по окончании 2006 года намерен заняться чем-нибудь еще», - поделился он планами на будущее.

 

Бергер уходит

Гран При Италии стал последним рабочим уик-эндом в Ф-1 для шефа BMW Motorsport Герхарда Бергера. «Что-то я устал, - сказал австриец, прощаясь с паддоком. - Но может быть, я соскучусь и вернусь». В прошлый раз Герхард соскучился за два года: в 1997 году он завершил карьеру пилота Ф-1, а с 1999 года начал работать на BMW.

 

Месть по-французски

Недавний скандал со слишком широкими покрышками Michelin заставил французских шинников задаться очевидным вопросом: а насколько соответствует регламенту резина их конкурентов Bridgestone? В «лагере» Michelin заподозрили японцев в использовании разных составов резины для передних и задних покрышек, что запрещено правилами. Эксперты FIA провели тщательный анализ резины, но не обнаружили нарушений.

 

Шумахера послали

В начале сентября Михаэль Шумахер стал почетным послом республики Сан-Марино - крошечного государства на территории Италии. А перед Гран При США пилот Ferrari вместе с еще одним послом Сан-Марино, шефом команды Жаном Тодтом, дебютировал в своем новом дипломатическом статусе, посетив детскую больницу в Индианаполисе.

 

Стань пилотом Ф-1

Идея телевизионных шоу «Стань звездой» добралась и до Формулы-1. Команда Jordan планирует организовать подобный конкурс, в рамках которого телезрители смогут выбрать пилота этой «конюшни» на сезон-07.

Корректировка правил

Пятничных квалификаций больше не будет

Команды Формулы-1 решили с 2004 года отказаться от пятничных квалификационных заездов на этапах чемпионата мира. Комиссия Формулы-1 при Международной автомобильной федерации (FIA) определила изменения в расписании уик-энда Гран При, которые вступят в силу со следующего сезона. Теперь пятница будет посвящена исключительно тренировкам: две часовые сессии планируется проводить с 11 до 12 и с 14 до 15 часов. От тестов в пятницу утром, в которых в этом году участвовали отдельные команды «второго эшелона», также отказались. Но зато «конюшни», занявшие места ниже четвертого в предыдущем Кубке конструкторов, смогут использовать в пятницу три автомобиля. Причем раскраска третьего автомобиля может отличаться от раскраски боевых машин.

В субботу утром по-прежнему будут проводиться две 45-минутные тренировки. Время с 14:00 до 15:30 зарезервировано за единственной квалификацией, которая будет проходить по новым правилам. Каждый пилот сможет проехать по два зачетных круга: сначала участники будут покидать боксы в соответствии с результатами предыдущей гонки (победитель - первым), а затем - в зависимости от времени первого круга (пилот, показавший лучшее время, должен выезжать последним). При этом учитываться будут оба результата.

Что касается тестов, то все попытки маленьких команд ограничить их определенным количеством дней потерпели фиаско, натолкнувшись на полное неприятие Ferrari, которая привыкла заниматься испытаниями, ни в чем себя не ущемляя.

Чисто ирландская команда

Отныне команда Jordan находится под полным контролем ирландцев: группа бизнесменов из этой страны выкупила 49,9 процентов акций «конюшни» у инвестиционной компании Warburg Pincus. В конце 1998 года ирландец Эдди Джордан продал долю в своей команде немецким финансистам, но теперь они пожелали избавиться от акций команды Ф-1. «Я благодарю Warburg Pincus за их поддержку в течение последних пяти лет, за которые мы выиграли четыре гонки и смогли занять третье место в чемпионате (в 1999 году), - подчеркнул Джордан, сохранивший в своих руках контрольный пакет. - Уверен, что вместе с нашими новыми партнерами мы сможем достичь еще более впечатляющих высот, и ирландский флаг будет гордо развеваться в мире Ф-1».

Сумма сделки не разглашается, однако Warburg Pincus вряд ли удалось заработать на продаже акций Jordan: ведь они были куплены, когда дела команды шли гораздо лучше. А вот ирландские инвесторы, которых представляет инвестиционная компания Merrion Capital, вполне довольны своим приобретением.

 

Новый и старый календарь

Вторая редакция

15 октября в Париже на мировом совете FIA был принят обновленный предварительный календарь сезона-2004. Новое расписание включает в себя не 17, а 18 этапов. FIA вернула Гран При Канады (правда, с оговоркой, что его проведение еще должны одобрить команды Ф-1), из-за чего пришлось изменить сроки проведения Гран При Европы и Сан-Марино. Проведение еще трех гонок пока также под вопросом, но если Бахрейну и Китаю нужно лишь дождаться инспекции трасс, то организаторов Гран При Франции ждет куда более волнительный процесс подписания нового контракта с FIA.

Предварительный календарь чемпионата мира Ф-1

7 марта                    ГП Австралии (Мельбурн)

21 марта                  ГП Малайзии (Сепанг)

4 апреля                  ГП Бахрейна (Бахрейн)**

25 апреля                ГП Сан-Марино (Имола)

9 мая                       ГП Испании (Барселона)

23 мая                     ГП Монако (Монте-Карло)

30 мая                     ГП Европы (Нюрбургринг)

13 июня                   ГП Канады (Монреаль)***

20 июня                   ГП США (Индианаполис)

4 июля                     ГП Великобритании (Сильверстоун)

11 июля                   ГП Франции (Маньи-Кур)*

25 июля                   ГП Германии (Хоккенхайм)

15 августа                ГП Венгрии (Будапешт)

29 августа                ГП Бельгии (Спа-Франкоршам)

12 сентября             ГП Италии (Монца)

26 сентября             ГП Китая (Шанхай)**

10 октября              ГП Японии (Сузука)

24 октября              ГП Бразилии (Сан-Паулу)

* необходимо подписание контракта,

** необходима инспекция трассы,

*** необходимо одобрение команд из-за запрета табачной рекламы

Тяжелый удар

Монтоя приходил в себя два дня

Хуану-Пабло Монтое стоило немалых усилий смириться с тем, что на Гран При Японии он едет в качестве безучастного зрителя борьбы за чемпионский титул. Напомним, что пилот Williams лишился шансов на победу в чемпионате после своего фиаско в Индианаполисе. «Я был вне себя, для меня это стало очень тяжелым ударом, - рассказал темпераментный колумбиец. - Я сразу же уехал с автодрома, потому что боялся погорячиться, сказать какую-нибудь глупость и попасть в неприятности. Мне понадобилось два дня, чтобы прийти в себя и смириться с тем, что все кончено».

 

Масса возвращается

На Гран При Японии команда Sauber официально подтвердила, что Фелипе Масса будет выступать за нее в 2004 году. «После года работы тест-пилотом в Ferrari он прибавил по всем параметрам, особенно в плане технической подготовки», - отметил Петер Заубер, в команде которого бразилец дебютировал в Ф-1 в сезоне-02.

Мотоциклисты боятся «Сузуки»

Международная мотоциклетная федерация (FIM) отказалась от проведения этапа чемпионата мира по мотогонкам на японском автодроме в 2004 году. Поводом для такого решения стала смерть в результате аварии на «Сузуке» японского мотогонщика Даиджиро Като. Теперь мотоциклисты считают трассу, где проходит Гран При Японии Ф-1, слишком опасной.

Алчность по-японски

Болельщики, решившие посетить Гран При Японии, столкнулись с небывалой алчностью владельцев отелей в Стране восходящего солнца. Понадеявшись, что развязка чемпионата состоится на «Сузуке», японцы заломили дикие цены: в самые скромные номера фанатам предлагается селиться не менее чем на пять дней и платить за сомнительное азиатское гостеприимство более 700 долларов.

Бахрейн открывает границы

Желающие посетить первый Гран При Ф-1 на Бахрейне в апреле 2004 года могут не беспокоиться насчет визы в эту ближневосточную страну. Разрешение на въезд можно будет приобрести по минимальной цене прямо в аэропорту при предъявлении билетов на гонку.

Йос расстроен

«Моя Minardi разваливается от старости»

Под конец сезона Йос Ферстаппен обрушился с уничижительной критикой на команду Minardi, в которой ему так и не удалось набрать ни одного очка. «Я выступал за разные команды, но Minardi переплюнула всех, - разоткровенничался голландский гонщик. - Многие детали машины ломаются от старости, из-за никудышной электроники постоянно барахлит антипробуксовочная система. Лучше остаться дома, чем продолжать выступать в таких условиях. Поймите меня правильно, я уважаю Minardi и ее шефа Пола Стоддарта, но я спортсмен, и поэтому невозможность добиться результата меня расстраивает».

31-летний Ферстаппен надеется провести следующий сезон в Jaguar или Jordan. Обе команды могут рассчитывать на Йоса не только как на опытного гонщика, но и как на хороший источник денег: голландец обладает солидным спонсорским пакетом, который в этом году достался Minardi.

Третьим будет француз

Франк Монтаньи вместо Аллана Мак-Ниша

Со следующего сезона француз Франк Монтаньи станет официальным третьим пилотом команды Renault, сменив на этой позиции Аллана Мак-Ниша. «В этом году Франк участвовал в некоторых наших тестах, мы довольны его работой и хотим, чтобы он развивался как пилот, - говорит шеф команды Флавио Бриаторе. - Его ждет блестящее будущее». По всей видимости, под будущим понимается место в основном составе Renault. Свои способности гонщика 25-летний Монтаньи продемонстрировал в этом году, выиграв престижный чемпионат World Series by Nissan. В сезоне-2004 Франку придется сосредоточиться на испытательной работе, но уже в 2005 году он вполне может занять место Ярно Трулли.

Что касается Мак-Ниша, который трудился на пятничных тестах в этом сезоне, то с ним во французской команде решили распрощаться после года сотрудничества. «Аллан внес весомый вклад в наши успехи, - подчеркнул Бриаторе. - Мы надеемся, что его достижения в нынешнем сезоне позволят ему сделать шаг вперед в своей карьере». Правда, сам шотландец на это особо не надеется: найти работу в Ф-1 экс-пилоту Toyota вряд ли удастся.

Jaguar купила трубу

Железобетонный аргумент

Команда Jaguar приобрела аэродинамическую трубу, которая отличается от аналогичных конструкций других «конюшен» Ф-1 тем, что сооружена из железобетона. «Дикая кошка» выложила за испытательную установку в британском Бэдфорде около пяти миллионов долларов. Точнее, команда купила право долгосрочной аренды полигона, который был построен для нужд министерства обороны, но оказался не по карману военным. Jaguar уже подступалась к этой трубе пару лет назад, пытаясь купить ее у впоследствии разорившейся команды Arrows. Тогда руководству «конюшни» цена показалась слишком высокой, а сейчас трубу удалось купить «по дешевке» на распродаже активов Arrows.

Аэродинамическая труба из железобетона считается более надежной с точки зрения достоверности испытаний, однако даже ведущие команды Ф-1 не могут позволить себе с нуля строить подобные сооружения из-за их дороговизны.

Монтоя на выданье

Шеф McLaren охмуряет колумбийскую звезду

Уже который месяц продолжается эпопея с переходом Хуана-Пабло Монтои из Williams в McLaren. Перед гонкой в Индианаполисе появились слухи о том, что Фрэнк Уильямс отпустит колумбийца, несмотря на контракт на 2004 год, если он завоюет ему чемпионский титул. Но в паддоке еще не успели как следует «обсосать» очередную сплетню, как Хуан-Пабло досрочно лишился шансов на победу в чемпионате.

Между тем шеф McLaren Рон Деннис, который якобы уже заручился услугами Монтои на 2005 год, весьма образно рассказал о том, как он собирается увести колумбийского пилота у Williams. «Наши отношения с Фрэнком Уильямсом я бы назвал дружескими, но у каждой дружбы есть свои правила, - говорит британец. - Тебе может нравиться девушка твоего приятеля, и ты можешь тем или иным способом показывать, что она тебе нравится. Но вопрос в том, насколько далеко ты готов зайти в этом деле, что ты готов предпринять, чтобы твой приятель ей разонравился? В нашей дружбе с Фрэнком мы придерживаемся определенных правил, но это не означает, что мы не можем предлагать работу его людям. Но если мы делаем это, то делаем открыто, безо всяких «котов в мешке». Мы ведем переговоры, я никогда не поставлю Фрэнка перед свершившимся фактом».

Ральф торгуется

Ральф Шумахер никак не может подписать новый контракт с командой Williams. Нынешнее трудовое соглашение немца с командой истекает в конце 2004 года. Продлить контракт до 2006 года не удается из-за разногласий по зарплате: Williams хочет понизить гонорары Ральфа с нынешних 16 млн долларов до уровня его напарника Монтои, то есть сократить их в два раза.

 

Ф-1 на диване

Пропустивший Гран При Италии «по состоянию здоровья» Ральф Шумахер признался, что он был не в силах смотреть гонку со стороны. «Меня хватило только на старт, после этого я выключил телевизор, - говорит немец, которого в Монце заменил Марк Жене. - Хотя раньше я выходил на старт, понимая, что ни при каком раскладе не выиграю гонку, и тогда мне представлялось, что лучше уж сидеть дома на диване».

Новозеландец в Ф-1

Ставший чемпионом серии IndyCar новозеландец Скотт Диксон надеется в 2005 году стать пилотом Ф-1. Еще за месяц до своей победы в IndyCar Скотт побывал на Гран При Италии, где «засветился» перед всеми руководителями «формульных» команд.

Роскошь в порядке общей очереди

Мечта Дэвида Култхарда

Попытка пилота команды McLaren Mercedes Дэвида Култхарда «по блату» получить новейший спортивный автомобиль Mercedes-Benz SLR не увенчалась успехом. Когда шотландец обратился к руководству немецкой компании с просьбой срочно выделить для него одну машину, ему посоветовали записаться в очередь из богачей, желающих выложить за новинку почти 400 тысяч долларов. Дэвид так и сделал, полный решимости рано или поздно пополнить свою коллекцию спортивных дорожных автомобилей последним шедевром от Mercedes-Benz, который меньше месяца назад был представлен на автосалоне во Франкфурте.

Arrows превращается в Minardi

«Продажная формула»

В сентябре Minardi провела первые тесты автомобилей Arrows, купленных на распродаже имущества этой разорившейся команды. Машины образца 2002 года, перекрашенные в цвета Minardi и переименованные из А23 в PS04, оказались на секунду быстрее модели PS03. По слухам, команда рассматривает возможность использовать их в гонках сезона-04.

100% картинга на Щелковском шоссе

В том, что прокатный картинг в последнее время стал популярным и модным развлечением, сомневаться не приходится. Любителям гонок на микромашинках в одной только Москве можно найти не меньше десятка мест для состязаний. Недавно число картодромов пополнил и еще один, получивший название «Картинг-центр 100%». Он стал самой большой крытой площадкой в столице - площадь центра, расположенного на Щелковском шоссе, составляет 4000 м². Любителям картинга наверняка понравится новая трасса, которая получилась не слишком «накрученной», зато широкой - позволяющей развивать высокие скорости и - что очень важно - обгонять.

Высокий гость

15 октября гостем редакции журнала «Формула» стал гонщик команды Jordan Ральф Ферман, посетивший Москву с трехдневным визитом, Ральф рассказал о своих впечатлениях о минувшем сезоне, о планах на будущее, о том, не мешает ли ему высокий рост выступать в автогонках и многом другом. Читайте в декабрьском выпуске «Формулы».

Из Руси - в Европу

$100 000 на карьеру

В конце сентября завершился сезон Формулы-Русь. Чемпионский титул уверенно выиграл 17-летний Юрий Байбородов, на заметном удалении от которого расположились Александр Тюрюмин и Дэвид Маркозов. Очень приятно отметить, что большинство участников чемпионата составляли молодые спортсмены, большинству из которых нет еще и 20 лет. Победитель серии кроме чемпионского титула получил и Кубок Юрия Кима - $100 000, которые можно потратить лишь на продолжение гоночной карьеры. По всей видимости, в следующем сезоне Юра будет вместе с Михаилом Алешиным выступать в европейских гонках Ф-Renault при поддержке компании Лукойл.

Преемник Берни

Как стало известно, на встрече с руководителями команд Ф-1 после Гран При США Берни Экклстоун объявил, кого бы он хотел видеть своим преемником на посту распорядителя коммерческими правами на Ф-1. Это вице-президент FIA по спорту Марко Пиччинини. Итальянец отлично разбирается в денежных вопросах: его семья владеет одним из банков в Монако.

Магия имени

Берни Экклстоун пока не выполнил своего обещания (данного еще в июне) купить часть акций Minardi за несколько миллионов долларов, чтобы помочь многострадальной команде деньгами. Но ее шеф Пол Стоддарт не в обиде на «хозяина» Ф-1: одно упоминание имени Экклстоуна в связи с Minardi привлекло к «конюшне» небывалое внимание спонсоров.

Антиреклама

...правда, не все спонсоры Minardi спешат осчастливить команду деньгами. Например, итальянский производитель электроинструмента Stayer задолжал Стоддарту несколько сотен тысяч долларов. И австралиец решил пристыдить недобросовестных партнеров, сделав им антирекламу: в Японии поверх логотипов Stayer на машинах Minardi появились надписи «Не оплачено».

Погуляли!

Наконец Шумахер дал себе волю

Празднования шестого чемпионского титула Михаэля Шумахера обернулись небывалым загулом в паддоке автодрома «Сузука», продолжавшимся до глубокой ночи. Сразу после изнурительной гонки пилот Ferrari признался, что он «опустошен и изможден». Но через некоторое время обычно сдержанный на разного рода гулянках Михаэль словно обрел второе дыхание и, что называется, отпустил тормоза. Шампанское и другие горячительные напитки лились в паддоке рекой. Будучи уже изрядно навеселе, чемпион строго пригрозил японцам из Bridgestone, что если они и в следующем году предоставят ему такие же никудышные шины, то он уйдет из Формулы-1.

В течение всего вечера немец, почему-то облачившийся в рубашку и кепку Toyota, рвался за руль различной техники. Сначала он опробовал погрузчик-электрокар, чем изрядно повеселил грузчиков, собиравших оборудование команд для отправки в аэропорт. Затем Михаэль сел в BMW своего брата Ральфа, но расположенный справа руль явно поставил чемпиона в тупик, и он так никуда и не уехал. После этого Шумахер в компании таких же... жизнерадостных журналистов и сотрудников команд отправился в одно из помещений автодрома и зачем-то уронил на пол находившийся там холодильник...

Кому-то такие развлечения 34-летнего обладателя шести чемпионских титулов могут показаться неуместным ребячеством. Но ведь Михаэль, как это ни банально звучит, тоже человек. Человек, приложивший титанические усилия для того, чтобы сделать нечто, что еще недавно казалось невозможным. Так разве он не заслужил право немного расслабиться?

← к содержанию № 64 (11.2003)

 

Просмотров: 43