Новости

← к содержанию № 65 (12.2003)

Гаскойн уходит в Toyota

Техдиректор Renault оправдал слухи

По окончании сезона-03 Майк Гаскойн покинул пост технического директора команды Renault. Британец принял предложение Toyota возглавить направление по работе над шасси. Новая должность Гаскойна официально называется «Технический директор. Шасси», и теперь Майку будет подчиняться главный конструктор Toyota Густав Брюннер.

О готовящемся переходе Гаскойна в самую молодую «конюшню» Формулы-1 заговорили еще весной, однако причастные стороны усиленно опровергали все слухи. Поговаривают, что 40-летний британец польстился на зарплату более шести миллионов долларов в год, которую предложили ему в Toyota. В Кельне считают, что Гаскойн стоит таких сумасшедших денег (среди специалистов в Формуле-1 лишь технический директор McLaren Эдриан Ньюи зарабатывает сопоставимую сумму). За последние несколько лет Майк смог серьезно «поднять» в техническом отношении сразу две команды: сначала, в конце девяностых, Jordan, а затем - Renault. Toyota подписала с Гаскойном контракт на четыре года. «Моя долгосрочная цель - обеспечить команду автомобилем, способным бороться за победу в чемпионате», - говорит он.

Примечательно, что Майк ушел из Renault в Toyota без обычного в таких случаях «отпуска», в который команды отправляют своих высокопоставленных сотрудников, когда те собираются перейти к конкурентам. Видимо, уважение к Гаскойну в Renault было столь велико, что там закрыли глаза даже на то, что, уходя, он будет осведомлен о последних технических секретах «конюшни».

Заместитель становится директором

Белл сменил Гаскойна

В Renault были готовы к уходу Гаскойна, и потому вопрос о его преемнике перед командой не стоял. Новым техническим директором стал бывший заместитель Майка 45-летний Боб Белл. Британец начал работу в мире высоких скоростей в McLaren, где занимался проектом автомобиля для установления нового рекорда скорости. Позже он трудился в команде Jordan, откуда в 2001 году вместе с Гаскойном пришел в Renault.

«Конюшня» уверена, что замена технического директора пройдет безболезненно, ведь Белл и на своем прежнем посту курировал всю текущую работу технических подразделений на базе команды в британском Энстоне. Однако, вопреки заверениям шефа Renault Флавио Бриаторе, многие в «формульном» сообществе считают, что потеря Майка Гаскойна затормозит техническое развитие команды.

Ferrari разоблачает шпиона

Почему Toyota TF103 так похожа на Ferrari F2002?

Какой резон конструкторам Toyota копировать секретные разработки Ferrari? Если говорить о производстве дорожных автомобилей, то, пожалуй, никакого: слишком уж непохожи «жанры», в которых работают эти две компании. Но в данном случае речь идет не о серийных машинах, а об автомобилях Формулы-1. Чемпионская команда Ferrari подозревает своих пока куда менее успешных соперников из Toyota в промышленном шпионаже. Первым поводом для этих подозрений стало невероятное внешнее сходство автомобиля Toyota образца 2003 года и прошлогодней Ferrari. В Маранелло быстро поняли, как такое могло произойти: пару лет назад команду покинул один из сотрудников, занимавшихся аэродинамикой. Покинул и устроился на работу в Toyota.

Scuderia подала иск по своему «месту прописки», в итальянской Модене, и тамошний прокурор обратился к своим немецким коллегам за помощью. Полиция Кельна, где базируется команда Toyota, провела обыск на рабочем месте подозреваемого. Как сообщается, были изъяты документы, жесткий диск с компьютера и несколько компакт-дисков. Помимо этого были допрошены сотрудники «конюшни». Пока итальянская команда предъявляет претензии лишь к этому сотруднику, а не ко всей команде Toyota, где, кстати говоря, не скрывают, что вполне довольны его работой. «Нам не за что его наказывать», - говорят в команде.

Без чемпиона, зато с деньгами

Увольнение Вильнева сделает BAR сильнее

Уход Жака Вильнева из BAR стал приятной новостью для технических подразделений команды - но не потому, что там недолюбливали канадского пилота. Просто теперь «конюшня» станет тратить миллионы долларов не на зарплату чемпиона мира 1997 года, а на доводку своего автомобиля: ведь сменивший Жака Такума Сато будет получать гораздо меньше вильневских 20 миллионов. «Теперь эти деньги вернутся в наш бюджет, и мы совершенно точно увеличим расходы на технику, - заявил шеф BAR Дэвид Ричардс. - Мы уже определили план работ, и Джефф Уиллис (технический директор) очень рад, что отныне в его распоряжении будет гораздо больше средств».

Полупенсионер

Технический директор Jordan Гари Андерсон решил уйти на пенсию. Но не сразу, а постепенно: отныне 52-летний ирландец, работающий в команде Эдди Джордана с момента ее дебюта в Ф-1 в 1991 году, будет трудиться на полставки. «Я буду время от времени появляться на заводе, но не так часто, как прежде», - объяснил он.

 

Renault несет потери

Уход Майка Гаскойна стал не единственной кадровой потерей команды Renault в последние месяцы. Вслед за ним «конюшню» покинул специалист по аэродинамике Джон Айли, которого считают автором чрезвычайно удачного аэропакета для машины Renault 2003 года. Айли переманила команда Ferrari, где он возглавил отдел аэродинамики.

 

Вильнев ушел в себя

Уволенный из BAR Жак Вильнев, кажется, не слишком озабочен поиском нового места работы. «Сейчас я ни с кем не веду никаких переговоров, - поведал менеджер канадца Крейг Поллок. - Это его жизнь, ему и решать, что делать дальше».

 

 

Разочарование Эдди

Эдди Джордан разочаровался в новой системе начисления очков в Ф-1 за первые восемь мест на финише вместо шести. «Это была моя идея, но сейчас я раздосадован», - признался ирландец, команда которого при старой системе стала бы в Кубке конструкторов не девятой, а пятой и получила бы больше призовых денег. «В следующий раз я буду держать свои умные идеи при себе», - обещает Джордан.

 

 

 

 

Шумахер берет тайм-аут

Завершив сезон-03, Михаэль Шумахер на время превратился из пилота Ф-1 в образцового семьянина. «Сейчас моя жизнь - это Коринна и двое моих детей, - заявил чемпион. - У меня в ежедневнике намечена пара встреч, но не более того. До января я буду только отдыхать. Отдых между сезонами очень важен, нужно, чтобы к началу зимних тестов хотелось управлять машиной. Иначе потом весь сезон пойдет насмарку».

 

 

Первооткрыватели новых трасс

BAR уже побывала в Китае и Бахрейне

По окончании сезона-03 глава команды BAR Дэвид Ричардс и ее пилот Дженсон Баттон побывали сразу в двух странах, которые уже в следующем году должны принять Гран При Ф-1. Прямо из Японии два британца отправились в Китай, где строительством автодрома занимаются семь тысяч человек. «Я никогда не видел трассы такого масштаба, по своему технологическому уровню эта работа сравнима с созданием автомобиля Ф-1», - поделился впечатлениями Ричардс после поездки в Шанхай.

Затем, несмотря на отпускную пору в «большом цирке», Ричардс побывал в Бахрейне, на острове в Персидском заливе. «Появление трассы Ф-1 среди песков пустыни - это впечатляющее зрелище», - отметил он. Кстати, для Ричардса это не первый визит на Бахрейн: он бывал в стране еще в семидесятые годы, когда организовывал ближневосточный чемпионат по ралли.

Чуть позже, отдельно от своего шефа, на Бахрейне побывал и Баттон. Пилот BAR даже совершил ознакомительную поездку по еще недостроенной трассе на обычном автомобиле и изучил конфигурацию всего круга. «Отличная трасса, здесь есть несколько очень сложных и интересных поворотов, - поделился Дженсон. - Уверен, что эта трасса понравится всем пилотам, так же как и восточное гостеприимство».

Прощальный полет Берни

Давняя любовь Экклстоуна

В конце октября «хозяин» Формулы-1 Берни Экклстоун стал одним из пассажиров последнего рейса сверхзвукового самолета «Конкорд», от использования которого решено отказаться. Берни был на борту первого рейса «Конкорда» в 1976 году и с тех пор, по его собственным словам, влюбился в самолет, который доставлял его из Лондона в Нью-Йорк всего за три часа. «Я буду скучать по «Конкорду» и теперь не смогу бывать в Америке так часто, как прежде», - расчувствовался британский миллиардер.

С точностью до наоборот

Jordan платит спонсорам

Вместо получения спонсорской поддержки от компании Vodafone команда Jordan сама выплатит ей миллион фунтов стерлингов. Это две трети от той суммы, которую гигант телекоммуникационной индустрии потратил на судебное разбирательство с «конюшней» Ф-1. Jordan утверждала, что два года назад Vodafone не сдержала своего обещания стать ее спонсором и в нарушение достигнутых договоренностей стала сотрудничать с Ferrari. Однако в августе британский суд признал претензии Jordan необоснованными, а теперь еще и обязал команду оплатить большую часть судебных издержек Vodafone.

В ответ на вопрос о том, не завышены ли расходы на адвокатов, судья Лэнгли, который вел это дело, заявил, что они вполне соответствуют уровню этой тяжбы. Напомним, что, подавая иск, Jordan потребовала от Vodafone 150 миллионов фунтов компенсации.

Алези тоже попался

Французская полиция продолжает отлов пилотов Формулы-1

Экс-пилот Ф-1 Жан Алези стал уже вторым - после Хуана-Пабло Монтои - представителем «большого цирка», попавшимся на превышении скорости на французских дорогах, за последние несколько месяцев. Как зафиксировал беспристрастный полицейский радар, 39-летний француз разогнался до 180 км/ч на трассе близ Лиона, когда мчался к себе домой в Авиньон. Это на 50 км/ч выше допустимого максимума. Выступающему в кузовном первенстве DTM Алези пришлось заплатить штраф 750 евро, а вот водительские права у него не отобрали: Жан предъявил лицензию, выданную в Швейцарии, и французские полицейские были вынуждены ограничиться месячным запретом на езду по дорогам своей страны. И даже оставшийся путь до дома ему пришлось проделать в качестве пассажира, а за руль села ехавшая вместе с ним его мать.

Зонта останется в Toyota

Бразилец Рикардо Зонта продолжит работать тест-пилотом команды Toyota в сезоне-04. Зонта, выступавший в Ф-1 в 1999-2001 годах за команды BAR и Jordan, хотел было вернуться в гонки, но в итоге все-таки предпочел испытательную работу. «Я присматривался к CART, но там сейчас такая путаница, что лучше уж остаться здесь», - объяснил свое решение 26-летний пилот.

Физико прогадал?

Эдди Джордан считает, что Джанкарло Физикелла ничего не выиграл, решив перейти из команды Jordan в Sauber. «По-моему, Sauber ничем не лучше Jordan, - говорит ирландец. - У них просто чуть больше денег, чем у нас. Но Jordan обязательно воспрянет, я рассчитываю, что в следующем году мы одолеем Sauber».

 

Ferrari подождет

Пятикратный чемпион мира по мотогонкам Валентино Росси ответил отказом на предложение президента Ferrari Луки ди Монтеземоло опробовать автомобиль Ф-1. «Управлять машиной Ф-1 не так просто, как кажется, - говорит 24-летний итальянец. - Если я и сяду за руль автомобиля Ф-1, то это произойдет не раньше чем через два-три года».

 

Жене пошел на четвертый год

Вечный тест-пилот

Марк Жене решил остаться тест-пилотом команды Williams - сезон-04 будет для испанца уже четвертым на этой работе. После успешной замены Ральфа Шумахера на Гран При Италии ’03 Жене заговорил о возможности полноценного возвращения в гонки Формулы-1 в следующем году. Однако ни одна из достойных «конюшен», в которые хотел попасть Марк, по всей видимости, не заинтересовалась его услугами.

Зато в Williams испанского пилота ценят очень высоко. «Марк умеет работать на тестах с точностью метронома и в случае необходимости способен достойно представлять команду на Гран При», - говорит шеф команды Фрэнк Уильямс. В 2003 году Жене «намотал» на тестах в Williams 24 тысячи километров.

Дэвидсон стал третьим

После того как был вторым

Британец Энтони Дэвидсон получил официальный статус третьего пилота команды BAR, и в следующем году будет работать в ее составе на пятничных тренировках. «Я долго оставался вторым (после Такумы Сато) тест-пилотом BAR, и многие говорили мне, что зря теряю время, но я верил, что рано или поздно получу свой шанс, - говорит Энтони. - Для меня это бесценная возможность изучить все трассы чемпионата мира и каждый раз целых два часа полноценно участвовать в гоночном уик-энде».

24-летний Дэвидсон полностью удовлетворяет критериям, по которым отбираются пилоты для участия в пятничных тренировках: в его активе есть суперлицензия Ф-1 и даже выступления в гонках за команду Minardi в 2002 году, но при этом за последние два года он выходил на старт Гран При не более положенных шести раз.

 

Прочел, услышал, победил!

Москвичи сыграли с пилотами Renault 7:0

В рамках визита команды Mild Seven Renault F1 в Москву слушатели московской FM-радиостанции «Серебряный дождь» получили уникальную возможность лично встретиться с Ярно Трулли и Фернандо Алонсо. Для этого надо было всего лишь ответить на вопросы интерактивной игры, которую гонщики «под руководством» заместителя главного редактора «Формулы» Бориса Мурадова проводили в прямом эфире радиостанции. Семеро победителей игры (на фото - вместе с представителями «Серебряного дождя») были награждены не только призами от команды, но и приглашением в импровизированный паддок и техническую зону Renault F1 перед самым началом показательного заезда гонщиков на Воробьевых горах. Результат, как видите, налицо. Отрадно, что, по признанию опрошенных нами победителей, правильные ответы они черпали из нашего журнала. Поздравляем!

Не поделили ринг

В 2004 году немецкая трасса «Нюрбургринг» может стать предметом спора между любителями гонок Ф-1 и рок-музыки. ГП Европы был опрометчиво назначен на последний уик-энд мая, но, как оказалось, именно в эти дни на «Нюрбургринге» уже несколько лет проходит фестиваль «Рок на Ринге», собирающий до 70 тысяч человек.

Южная Корея делает заявку

Очередным претендентом на право принимать Гран При Ф-1 стала Южная Корея. Глава одной из провинций страны побывал в Лондоне, где подписал протокол о взаимопонимании с «хозяином» Формулы-1 Берни Экклстоуном. В соответствии с планом первый Гран При Кореи должен состояться в 2009 году в живописном городке Чинхай на юге страны, где сейчас расположена американская военно-морская база. А уже в следующем году в столице Южной Кореи, в Сеуле, пройдет этап серии CART Champ Car.

Монтоя, брат Монтои

19-летний брат Хуана-Пабло Монтои Федерико намерен всерьез заняться карьерой в автоспорте. После успешных выступлений в картинге в Америке Монтое-младшему предложили со следующего года выступать в немецком чемпионате Формулы-BMW. Или это пилот BMW.Williams попросил баварцев взять под опеку своего младшего брата?

 

Ferrari сговорилась с FIA

Подозревает Патрик Хед

Технический директор команды Williams Патрик Хед считает, что Ferrari одержала победу в чемпионате мира Ф-1 2003 года не без помощи Международной автомобильной федерации (FIA). «Мы пришли к выводу, что в ряде ситуаций Ferrari получила определенную помощь, - говорит британец. - Я испытываю огромное уважение к делегату FIA Чарли Уайтингу, но у меня такое чувство, что он не самостоятелен в принятии своих решений».

Многие уверены в том, что FIA помогла Ferrari на ГП США, когда главный соперник Михаэля Шумахера Хуан-Пабло Монтоя получил спорный штраф за стычку с Рубенсом Баррикелло. В результате пилот Williams лишился шансов в борьбе за чемпионский титул.

Между тем, по мнению Хеда, это не единственный случай, когда FIA заняла сторону Ferrari. В сентябрьском шинном скандале под вопросом оказались не только «расширяющиеся» покрышки Michelin, но и продукция Bridgestone, которую заподозрили в использовании различной резины для передних и задних колес. «Они (FIA) взяли для проверки (после ГП Италии) левую переднюю и правую заднюю шину, но особенности трассы в Монце таковы, что на левое переднее и правое заднее колесо лучше поставить более жесткую резину, а на другие два колеса - более мягкую, - делится своими подозрениями технический директор Williams. - То есть взятые FIA покрышки могли оказаться одинаковыми по своему химическому составу, но при этом Ferrari все равно могла использовать разную резину».

Два возвращения

Занарди снова гоняется!

Экс-пилот Ф-1 и серии CART Алекс Занарди, лишившийся обеих ног в страшной аварии два года назад, в середине октября, вновь вышел на старт настоящей гонки. За рулем специально подготовленного BMW 320 36-летний итальянец выступил на этапе Европейского чемпионата кузовных автомобилей (ЕТСС) в Монце. В первом заезде Алексу не удалось добраться до финиша, а вот во втором он смог занять седьмое место и набрать очки.

Вместе с Занарди в Монце выступил действующий пилот Ф-1 Джанкарло Физикелла, для которого короткое возвращение в «кузова» обернулось полным фиаско. Итальянец, выступавший в этой гоночной категории в середине 90-х, попал в аварию в квалификации, разбив свою Alfa Romeo 156.

Сыновья за отцов

Лауда, Росберг и Пике в Ф-3000

За последние месяцы сразу трое представителей известных гоночных фамилий приняли участие в тестах международной Ф-3000. В октябре Маттиас Лауда опробовал автомобиль команды Arden в Имоле. А в начале ноября Arden пригласила на тесты в Хересе Нельсона Пике-младшего, вместе с которым на испанской трассе трудился в составе команды Coloni Нико Росберг. Финн оказался быстрее, но, как считают в Arden, лишь потому, что работал на два дня дольше Пике.

1503 круга по барханам

Русские картингисты-марафонцы

Суточная гонка 24 Hour Pro Kart Race, ежегодно проходящая в Дубае, давно уже снискала себе славу одного из самых престижных картинговых соревнований на выносливость. Даже ночью температура воздуха редко опускается ниже 30 градусов, а ведь пилоту еще нужно бороться с соперниками на трассе, где секции извилистых поворотов чередуются с длинными прямыми, на которых гоночная машина разгоняется до 100 км/ч.

После прошлогоднего дебюта российская команда «Авикос - 10 Дюймов» приехала в столицу ОАЭ в статусе одного из фаворитов, да к тому же двумя экипажами. В квалификации Юрий Байбородов показал третий результат, однако проблемы с техникой и несколько штрафных остановок отбросили нашу команду на девятое место. Второй экипаж финишировал 13-м. Всего за сутки шести пилотам удалось проехать 1503 круга или более 1100 км - это примерно треть пути от Дубая до Москвы.

Неудачный марафон

В ноябре в Бразилии прошла традиционная картинговая гонка на выносливость Granja Viana 500, в которой приняли участие и пилоты Ф-1 - Баррикелло, Масса и Монтоя. В отличие от победного прошлого года на этот раз два бразильца не блистали: из-за поломки двигателя их экипаж финишировал лишь 13-м. Монтоя (на фото) выступил еще слабее: его команда стала 17-й. Победу одержал экипаж во главе с Кристианом Фиттипальди.

Картинговый экстрим

В конце октября на картодроме «Пилот» команда журнала «Формула» выступила в гонке для представителей прессы Pro-x Kart Contest 103.7 FM, организованной журналом «Pro Экстрим» и радио «Максимум». В день гонки на трассу сыпал снег, и вскоре асфальт покрылся коркой льда. Соревнования превратились в лотерею, но наша команда (Ю. Колпиков, А. Кабановский и В. Маккавеев) продемонстрировала свое мастерство и попала в тройку призеров.

Масса остается в резерве

Команда Ferrari, тест-пилотом которой Фелипе Масса работал в 2003 году, прибегнет к услугам бразильца и в следующем сезоне. И это несмотря на то, что в 2004 году Фелипе будет выступать в Ф-1 за Sauber.

 

Слово мэра - не воробей?

В Москве все же будет построена трасса, способная принять гонку Ф-1. Такое обещание дал при десятках тысяч свидетелей столичный мэр Юрий Лужков, посетивший октябрьские заезды «формульного» автомобиля Renault на Воробьевых горах. Речь идет о строительстве аводрома в Молжаниновском районе на севере Москвы, недалеко от аэропорта Шереметьево. Этот проект разрабатывается при поддержке Федерации автомобильного спорта и туризма аж с 1999 года, но попытки построить трассу в Нагатино оттеснили его на второй план.

 

Русинов побеждает в Ле-Мане!

Россиянин идет по стопам Шумахера

9 ноября Роман Русинов в составе команды Courage одержал победу в гонке «1000 км Ле-Мана» на знаменитой французской трассе. Экипаж, в который помимо россиянина вошли представители Бельгии и Италии, занял первое место в своем классе LMP 675 и четвертое в общем зачете, пропустив вперед лишь соперников на гораздо более мощных машинах. В квалификации Русинов обеспечил своему экипажу третью стартовую позицию (восьмую в общем зачете), а в гонке на его долю выпала, возможно, самая тяжелая часть дистанции: ему приходилось ехать на покрышках типа «слик» по подсыхающему асфальту.

Победа в 1000-километровой гонке гарантирует команде Courage и лично Роману место на старте «24 часов Ле-Мана» в 2004 году. Россиянин хочет громко заявить о себе в гонках спортпрототипов и таким образом пробиться в Ф-1. «Ведь Михаэль Шумахер в свое время получил приглашение на тесты Ф-1 именно после выступлений в спортпрототипах», - говорит Русинов.

В «1000 км Ле-Мана» также участвовал россиянин Алексей Васильев. Экипаж Porsche, в составе которого выступал Васильев, занял второе место в классе GT (11-е в абсолюте) и тоже получил право стартовать в «24 часах Ле-Мана».

Джордан присматривается к Петрову

Виталий Петров попал в поле зрения известного в Ф-1 первооткрывателя молодых талантов Эдди Джордана. Поговаривают даже, что ирландец рассматривает Петрова в качестве претендента на место в своей команде в 2004 году. Такого внимания Виталий добился благодаря победе в первой гонке зимней серии британской Формулы-Renault. Этот успех позволил ему принять участие в соревновании более высокого уровня - этапе европейской Ф-3000 на «уличной» трассе в Кальяри. В гонке на Сардинии Петров занял десятое место, хотя одно время шел седьмым. Что касается связей с Jordan, то они фактически уже установлены: в Кальяри Виталий выступал за команду EuroNova, которая представляет собой юниорское подразделение SuperNova международной Ф-3000, являющейся в свою очередь подшефной командой Jordan.

← к содержанию № 65 (12.2003)

 

Просмотров: 46